Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Начало сайта

Рухлов Александр



БИОГРАФИЯ

  Александр Владимирович Рухлов родился 30 сентября 1988 года в городе Кургане. Детство прошло в городе Кургане и селе Белозерском Белозерского района Курганской области, где довольно значительное время Александр проводил у дедушки и бабушки – родителей отца. Деревенские впечатления детства стали одной из основ характера, заложили любовь к родной земле, русской деревне, природе.
 В 2005 году с золотой медалью «За особые успехи в учении» окончил гимназию № 31 города Кургана, поступил на филологический факультет Курганского государственного университета. Годы учёбы в университете стали хорошей литературной школой. Особенно нужно отметить занятия литературной студии Виктора Фёдоровича Потанина, которые Рухлов регулярно посещал с того же 2005 года. Литературная студия: общение с творческими, мыслящими сверстниками и более старшими товарищами по литературному цеху, наставничество мастера и учителя – классика современной русской литературы В.Ф. Потанина, – всё это стало базой для формирования художественно-эстетического мировоззрения поэта.
 В 2010 году с отличием окончил университет, получил специальность «Филолог, преподаватель». В этом же году поступил в аспирантуру при кафедре истории литературы и фольклора Курганского государственного университета. В 2014 году в Тюменском государственном университете успешно защищена диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. Тема диссертационного исследования: «Доминанты эстетического самоопределения и принципы художественного миромоделирования в лирике Леонида Губанова» (научный руководитель – Надежда Константиновна Нежданова, кандидат филологических наук, доцент). Учёная степень кандидата филологических наук присвоена приказом Министерства образования и науки РФ №436 нк-23 от 18 мая 2015 года.
 С 2010 года Александр работает в системе образования. Практически вся карьера связана с Курганским областным лицеем-интернатом для одарённых детей. Здесь Рухлов работал в должности воспитателя, учителя литературы, заместителя директора по учебно-методической работе, учителем литературы и искусства.
 В 2015 году Александр Владимирович стал победителем X областного фестиваля педагогического мастерства в номинации «Учитель-мастер» и смог достойно представить Курганскую область на Всероссийском конкурсе «Учитель года России – 2015», став лауреатом специального приза «За яркий дебют в профессии». Участие в конкурсе стало важнейшей вехой в профессиональном, творческом, личностном развитии.
 2016 – 2017 учебный год провёл в системе образования Ленинградской области, работая в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе ГБУ ДО «Ленинградский областной центр развития творчества одарённых детей и юношества “Интеллект”». Работа в Центре «Интеллект» стала прекрасной профессиональной школой, но зов родины оказался сильнее: с августа 2017 года Александр Владимирович Рухлов вновь работает в Курганском областном лицее-интернате для одарённых детей в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Административную должность удаётся совмещать с преподавательской деятельностью и дополнительными занятиями с детьми, а также творческой работой.
 Новогодние постановки областного лицея-интерната – особый творческий проект, имеющий историю длиной в 8 лет. В 2011 году с подачи талантливого педагога Алексея Александровича Курбатова стихотворение Александра Рухлова «Хочешь, я буду прост…» из сборника «Мосты времени» (2010 год) стало точкой отсчёта концепции «одарённого Нового года». Новогодние дни – время для размышления и подведения итогов, разговора о серьёзных проблемах, актуальных для взрослых и детей. Новогодние постановки – педагогический инструмент работы с одарёнными детьми. Стихи Александра Рухлова традиционно становятся основой сценического действа.
 Именно одна из таких постановок стала поводом к созданию уличной поэмы «Шпана», которая издана отдельной книгой в 2017 году (г. Санкт-Петербург, издательство «Специальная литература»). За семь лет до этого, в 2010 году, увидел свет поэтический сборник «Мосты времени» (г. Курган, центр «Отклик»). Ещё раньше вышли три коллективных сборника молодых студийцев В.Ф. Потанина: «Следы» (Курган, 2007 год), «Последствия» (Курган, 2008 год), «Предчувствие» (Курган, 2010 год). И если первые два фактически представляли собой «самиздат», то книга «Предчувствие» была издана официально и принесла авторскому коллективу звания лауреатов областной молодёжной премии Губернатора Курганской области.
 С 2007 года стихи Александра Рухлова публикуются на страницах местных газет, журналов «Сибирский край» и «Тобол». Автор выступает со своими стихами перед жителями города и области, участвует в литературных мероприятиях, фестивалях и конкурсах: Фестиваль свободной поэзии (г. Курган, 2013 год), «Служу тебе, Отечество моё!» (г. Санкт-Петербург, 2013 год), «Мечты. Полёты. Стихи» (г. Курган, 2014 год) и др.
 В планах Александра Владимировича Рухлова издать материалы своего диссертационного исследования отдельной книгой, готовить к выходу в свет новый сборник стихов, попробовать себя в прозаических жанрах.


От автора


  Уличная поэма «Шпана» стала седьмой по счёту новогодней постановкой, созданной силами педагогов, воспитанников и выпускников Курганского областного лицея-интерната для одарённых детей, где я имел честь и удовольствие работать с сентября 2010 года по… нет, нельзя сказать ничего, кроме многоточия,– не закончилось ничего, в том числе и благодаря постановке «Шпаны».
 Вы, может быть, удивитесь: какие-такие постановки? Однако я не буду вдаваться в подробности: осмысление семилетнего опыта работы никак не укладывается в формат авторского предисловия к поэме. Скажу только, что всё началось когда-то с классической «Ночи перед Рождеством». На следующий год появился совершенно не новогодний, но уже наполненный поэзией «Сирано де Бержерак». А далее каждый новый учебный год с октября по декабрь приносил с собой наполненные жизнью и дыханием дни подготовки и ожидания премьеры. Так мы и шли с другом и коллегой Алексеем Курбатовым сквозь лицейские сосны, снега и предновогодние ранние сумерки. Шли, искали и находили, развивались, фантазировали, росли. Чтобы прийти в том числе и к этой книге, которую вы сейчас держите в руках.
 Пока в это издание «Шпана» вошла не совсем целиком. Точнее сказать, здесь только тот текст, который был написан мной – в основном, это мои монологи в амплуа рассказчика, которые так или иначе связаны с сюжетами пяти сцен постановки. Сцены, диалоги, сюжеты,– всё это осталось как бы за кулисами (за исключением нескольких монологов главных героев, которые тоже вошли в окончательную редакцию поэмы «Шпана»). Что называется, курсив мой: слово поэма выделяю, так как «Шпана» в полной своей версии – гораздо более объёмное произведение, которое заслуживает особого жанрового определения и отдельной книги. И я верю, что и она однажды увидит свет. Верю, потому что в городе Санкт-Петербурге живёт замечательный подвижник Татьяна Богатырёва, без неоценимой и всеобъемлющей помощи которой не было бы этого издания. Верю и потому, что знаю: за Уралом, в самом начале Сибири, на границе миров есть небольшой провинциальный город. А в городе – люди, которые дышали «Шпаной». Которые не понаслышке знают, о чём я пишу, и узнают на этих страницах самих себя. Которые так или иначе знают ответ на вопрос, что такое «Шпана»…
 Что она для меня – автора? «Шпана» – это…
 …это когда долго, ощупью подбираешь нужные слова, потому что к прожитому объёму жизни очень трудно подобрать лаконичное определение. А потом натыкаешься вот на такое сочетание слов, которое кажется всеобъемлющим, предполагая полёт, ибо не завершено, распахнуто, как глаза зрителей в зале. «Шпана» – это… «Шпана» – это… «Шпана» – это… Как вагоны поезда, летящего сквозь тьму. Как биение сердечное.
 …это эхо, будто из детства, из 90-х доносится шелест вкладышей с нарисованными мальчиками и девочками: «Любовь — это…». «Шпана» – это поэма о Любви, а эти мальчики и девочки – мы сами: юные, влюблёнными глазами смотрящие с пожелтевшей от времени бумаги.
 …это память. Это когда вспоминаешь детство, а на глазах – слёзы. Это когда фотографии, искусственно состарившиеся при помощи банки кофе и неиссякаемого запаса дизайнерской мысли, кажутся родными, семейными. До такой даже степени, что хочется забрать их с собой и действительно вложить в альбом.
 …это ощущение времени. Я жил на сцене, наблюдая чужое детство: слышал из-за кулис голоса ребят, живущих улицей, пьющих жадными глотками двор, друг друга, саму жизнь. Так слушает уличные голоса мальчик, который заболел или провинился, и мама не пускает его погулять с остальными. Так слушает взрослый, который вроде бы вырос, и ему уже как-то не по чину до сумерек загуливаться в соседнем дворе.
 «Шпана» – это когда дело не в этом. Не в словах типа «босо́та», «заточка», «финка», «мент». Не в романтизации мелкой уголовщины. Дело как раз в том, что во все времена были дети и подростки с таким детством: беспризорники 20-х, дети войны, ребята с рабочих окраин 50-70х годов, их дети из 80-90х. Все мы знаем и понимаем, что по большей части это искалеченные судьбы, беспросветные – сродни петербургскому ноябрю – сумерки, нищета, мрак. Но «Шпана» – не об этом. «Шпана» – это поиск света во тьме, попытка указать на то, что могло и смогло спасти, уберечь, помочь. И, в конечном итоге, любому человеку сможет помочь при случае. Что это?
 …Любовь. «Шпана» – это поэма о Любви: разной и многоликой. О дружбе как разновидности Любви.  О трусости и предательстве как антонимах Любви. О Любви к женщине, родителям, родной улице.
 «Шпана» – это моё большое спасибо всем вам, дорогие друзья: участники, авторы, зрители постановки. И вам – мои читатели.

 


Список изданного

Мосты времени, Курган, Центр Отклик, 2010 г.











Уличная поэма Шпана, СПб, Специальная литература, 2017 г.








Произведения автора


***
Хочешь – я буду прост, даже проще, чем дважды два.
Как дважды один – хочешь? – я буду прост.
Хочешь – уйду, мокрый снег заметёт следы и слова,
Если вдруг надоел, если вдруг – словно в горле кость.

Хочешь – останусь, не хочешь – прогонишь прочь.
Криком хочу разорвать небеса, ощетинившие звёздный ворс,
Но, скривив равнодушно холодные губы, осенняя ночь
Щедро сплюнет мой август в грязную асфальтовую горсть.

Я бы плюнул, отрёкся, зарёкся, не важно – сума, тюрьма…
Дважды один: нет тебя и почти потерял себя.
То ли просто закончилось лето, то ли схожу с ума…
Очень просто: стою на морозе, сигаретой в ноябрь дымя…
ноябрь 2006


Одиссей
Я Одиссей. В крови шумят века.
И долог путь, и годы кровожадны.
Я шёл без карт, но шёл наверняка —
На шум одежд прозрачных и прохладных.

Ветра безумствуют. Разбиты корабли
О рифы острые, затерянные в море.
Зачем я уходил на край земли
И оставлял тебя одну рыдать у мола?..
Кругом лишь невозможный горизонт,
Где небеса и волны бьются лбами.
Сквозь голоса сирен иду на зов,
Зову тебя солёными губами.
И я приду — назло отливам всем
И поцелуям женщин нелюбимых.
Я растеряю всех в пути. Я — Одиссей.
Одной тобой в кромешной тьме хранимый.
1 марта 2015 года


Лермонтов. Одинокость.

глава из цикла «Страницы»

Добрый дядя, молчи. Я и сам понимаю: не даром
На портретах и полках так скучно и грустно ему.
Он ушёл на полслове в невозможные долгие дали,
Словно снег оборвался с ветвей в тёмно-синюю тьму.

То ли дым пистолетный, иль мгла пятигорских туманов,
Или ночь опустилась на тайнопись горных дорог,
Или скрыла волна зыбкий след у границы лимана,
Или спрятался образ в шершавых расщелинах строк?

Ты однажды ушёл. И, пожалуй, вопросы излишни:
Нам остались тома, чтоб на судьбы поэтов гадать.
Жизнь – обманчивый звук, лишь дуэльного пороха вспышка,
Лишь короткий дефис, отражённый в зеркальной симметрии дат.

Лишь одно примирит с этой резкой насмешливой былью:
Смерть поэта не внове, но слово, представьте, живёт!
И поэт по ночам окунает в прохладную рукопись крылья,
Словно ангел полночный вершит свой предвечный полёт.

Отдохните, поэт. Расстегните мундир этот тесный.
Расскажите, поручик, зачем Вам опять не до сна.
Может, станем на «ты»? Ни к чему церемонии, если
Мне твоя одинокость, как ночь на морозе, ясна.
2016


Голос отца
отрывок из уличной поэмы «Шпана»

Сквозь сплетение голых ночных ветвей –
Лишь неверный контур двора.
Скрип качелей. Песочница чуть левей,
Где когда-то жила игра.

Сквозь декабрьские сумерки и года
Я опять побегу босой.
Из карманов рассыплется пусть календарь
Чёрно-красной сухой лузгой.

А дожди застигли врасплох бельё –
Не хотят отпускать домой!..
Не разборчив твой почерк, детство моё,
Как соседский спор за стеной.

Кто-то, тщась спасти всё, что было до,
Имена на скамьях вырезал.
То ли мокрые простыни застят двор,
То ли слёзы стоят в глазах.

Что осталось от детства, секрета в столе,
Одуванчиков из венка,
От крестильных рубах и тех простыней?
Только тонкий пунктир звонка.

Те, кто в детстве бывал, те меня поймут –
Так привычно маме звонить.
Потому что мать – это нить во тьму,
Ариаднова светлая нить.

Но пускай белый лист, словно белый пёс,
Слижет светлые слёзы с лица.
Я прислушаюсь к пульсу полночных колёс
И услышу вдруг голос отца.

– Расскажи: стоя в жёлтом пролёте штор,
Вечерами о чём ворчал?
– Просто думал, что ты насовсем ушёл,
На притон променял причал.

– А ты знаешь, я помню, как были близки
Облака с твоего плеча…
Тихий снег осыпает отцам виски.
О любви к сыновьям ворчат.

– Расскажи мне про то, как ты был молодым,
К небесам поднимал глаза.
Ты опустишь глаза: «Давай помолчим,
Не воротишь время назад».

Не вернёшь назад, не свернёшь с пути,
Не вращать назад циферблат.
Так не просто бывает слова найти –
Так немногое вслух сказать.

Позвонить – так просто, средь бела дня,
Пряча в голосе дрожь руки.
Я люблю тебя, папа. Как ты меня.
Молчаливо так. По-мужски.
2016

Возвращение


Так в пепел истлевают лавры.
Домой однажды возвратимся.
Всё будет нам: камыш и август,
И дальний плач болотной птицы,

Очаг да горькая краюха,
Звезды пастушьей костровище
Над пепелищем и разрухой,
И крови зов, и губы в вишнях,

Пейзажа скудная палитра,
Переплетенья сонных улиц,
Ночная матери молитва
О тех, которые вернулись.

Чтоб дал нам Бог и клёв на плёсах,
И сок берёзовый в апреле,
И жён – бессонных и бесслёзных,
Глядящих кротко в колыбели.

Дай Бог нам здесь родиться снова –
Среди корней, земли и неба,
Сквозь горечь почвы солонцовой
Врастая в степи диким хлебом.

Мы уходили за мирами,
Чтоб вновь прийти к седому дому –
Сюда, где время замирает
Простою рифмой на ладони.

Умыться пеплом и молвою
И начинаться в новых главах,
Счастливой скорбною главою
Уже не утопая в лаврах.
август – октябрь 2017

Президент РФ
Министерство культуры РФ
Правительство Курганской области
Портал «Культура. Гранты России»-общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства
Официальный аккаунт Управления культуры Курганской области в Одноклассниках
Единый портал популяризации культурного наследия «Культура.РФ»
Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов
Обелиски нашей памяти
Зауралье-ONLINE
Лица Зауралья
Народы Зауралья
Книга Памяти Зауралья
Русская мечта (Курганская область зовет!)
Город среда
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

В начало страницы      
Главная | Контакты | Об Управлении | Добровольчество | Отрасль | Документы | Интернет приемная | Кадровая политика | НОК | Открытые данные | Писатели Зауралья | Национальные проекты | Охрана труда | Профилактика безнадзорности | Модельные проекты | Туризм | Поиск
Главный редактор Речкалова Н.В., техническая поддержка: Департамент информационных технологий и цифрового развития Курганской области
©2024 www.kultura.kurganobl.ru, обновлено 27.04.2024 15:29