Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Начало сайта

Новые книги и журналы

ЖИВАЯ СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ

   В Областной библиотеке имени А.К.Югова 23 октября состоялась презентация сразу двух книг зауральских авторов – представителей двух поколений. Поэт Николай Анощенко живёт в с.Лесниково и работает преподавателем в КГСХА им. Т.С.Мальцева. Его поэтический сборник «Судьбы и слов переплетение» включает около трёхсот стихотворений, написанных в разные периоды жизни поэта.
   Член Союза писателей России Павел Захарович Кочегин – лётчик-фронтовик, журналист и педагог, основатель Куртамышского музея имени Н.Д. Томина уже ушёл из жизни. Книгу «В золотой зыбке» издали его дети на основе черновиков автора при помощи Кетовского литобъединения «Тобол». На презентации присутствовали писатели, журналисты, руководители муниципальных органов, школьники и кадеты из Кетовского района и города Кургана.



























ПЕРЕД ДАЛЬНЕЙ ДОРОГОЙ
  Алексей Захаров принадлежит к поколению молодых писателей. Его имя ярко засияло в последнее десятилетие и сейчас уже трудно представить современный литера¬турный процесс без повестей и рассказов нашего земляка.
  Скажу больше: это имя вспыхнуло новой звездой не толь¬ко на Урале и в Сибири, но и в нашей столице.
  Да, это правда, ведь проза Алексея Захарова появлялась и в журнале «Москва» и в коллективных сборниках серии «Новые писатели», у которых тоже московская прописка. Печатался молодой писатель и в Уфе, в Сургуте и Крас¬ноярске, и даже за океаном - в журнале «Флорида».
  Одним словом, у него уже есть свой круг читателей, и с каждым годом число его друзей и поклонников только ра¬стёт. К тому же Алексей Захаров - постоянный участник многих литературных форумов и семинаров, которые про¬ходили и в Москве и в Сургуте и в других больших и ма¬лых российских городах.
  Так что молодой писатель из Кургана - постоянно под прицелом наших ведущих критиков и рецензентов.
  Думаю, и эта новая книга «Ганцлр-13» станет большим событием в литературной жизни Зауралья. Верю, что так и будет, ведь в этой книге есть самое главное и дорогое -наш живой и бесценный русский язык. На этом языке пи¬сали все великие классики, они же и завещали нам - хра¬нить и беречь его, а по возможности и развивать. Всё это хорошо понимает Алексей Захаров и потому на страницах его новой книги нам встретятся интересные характеры-типы, окунёмся мы и в самую гущу нашей живой разго¬ворной речи. И за всем этим - абсолютная подлинность и мастерство...
  Вот на этом я бы и закончил свое краткое слово о данной книге.
  Правда, в заключении еще одно пожелание – мне хочется, чтобы такие книги, как эта, отправляясь в дальнюю дорогу к читателю, пришли в наши школьные классы, на уроки литературы, потому что любовь к Слову воспитывается с детства. И об этом надо помнить всегда, ведь в этом тоже – заветы Пушкина и Толстого. Наши святые заветы.
Виктор ПОТАНИН,
член Высшего Творческого Совета
Союза писателей России

ПОЛЮБИТЕ УРБАНИСТА

Образ стены - один из постоянных мотивов в творчестве курганского поэта Владимира Брозинского. В его первой книге, вышедшей в Кургане в 2011 году под названием ''Белые улицы", есть несколько стихов с этим образом. В названии второй - ''Средостение" - звучит та же тема. Даже тема многих стен, поэт живет среди них. Какой-то стеной он отгораживается, но не от мира, а от его докучливости, несовершенства и черноты. На другой стене он ищет письмена, видимые только ему и которые способны порождать стихи. На третьей он объясняется с читателем:

Для вечности пишу.
Но не для славы.
                  Не примеряю бронзу и гранит!
А просто мастерю оправу
Для камня, что летит орбитой плавной,
С кометами на равных говорит.

Современная русская поэзия как-то незаметно скатилась в некое аморфное словоизвержение, по которому невозможно определить "прописку", поэтическое гражданство большинства авторов.
Брозинский - другой и ныне редкий случай. Всем своим творчеством он определенно говорит: я - поэт городской, урбанист. Добавим — не только урбанист, но и лирик, и философ, и художник (в прямом смысле слова), и неутомимый искатель новых поэтических форм, нового поэтического языка.
Связь видится такая: сам город избирает выразителя своей речи. И вот Владимир Брозинский. обретя от Бога эти полномочия, знакомит нас с языком современного города, в каком-то смысле даже учит нас этому языку. Здесь наиболее показательными, может быть, являются стихи, написанные, по выражению самого автора."гиперстрокой".
При этом Брозинский. к счастью, понимает масштабы своего дарования, осторожно относится к оценкам своего творчества, что и приводит его к спа¬сительной самоиронии (читайте, например. "Воображаемую эпиграмму, кото¬рую напишет некий доброжелатель...")
Сильная часть книги - поэма "Как хоронили в провинции". Она сконцентрировала в себе все, чем отличается Брозинский: острую житейскую наблюдательность, окрашенную яркими чувствами: поиск новой литературной фор¬мы; современный язык, сохранивший вместе с тем фольклорную чистоту русской поэзии.
Владимир Брозинский. несомненно, талантливый поэт. Его книги, как хорошие стены, сложены прочно, надежно, красиво, на долгие годы. Им стоять и стоять!..

Валерий ПОРТНЯГИН,
 член Союза писателей

Сборник издан по заказу и на средства Правительства Курганской области


 

Аксенов Николай Алексеевич родился 18 декабря 1938 года в селе Митино Кетовского района Курганской области в крестьянской семье. Автор сборника рассказов «Доброта», сборников стихов «Гармония души», «Колокола времен», «Исповедь пера», «Солнечная радость», «Детские откровения» и «Я на доброй земле живу». Печатался в журнале «Урал», альманахе «Тобол», периодической прессе.
Работал разнорабочим в колхозе, учителем в школе, слесарем, заведующим мастерской, заведующим сельским клубом. Дважды лауреат поощрительной литературной премии губернатора области.
Пишет о том, что понятно и близко человеку, работающему на земле: о земляках и природе родного края, о хлебе, крестьянских за¬ботах, в своих стихах на высокий уровень поднимает нравственные проблемы воспитания подрастающего поколения.
В Союз писателей России принят в 2005 году.

Автор выражает искреннюю благодарность Правительству Курганской области, Администрации Кетовского района и Главе района Сергею Аркадьевичу Кокорину, Генеральному директору ЗАО «Картофель» Александру Даниловичу Немирову, предпринимателю Виктору Осиповичу Астафьеву, директору предприятия «Сигма» Евегнию Ивановичу Захарову, секретарю областной писательской организации Владимиру Ивановичу Филимонову за доб¬рое отношение и помощь в издании книги.


 

ВАСИЛЬЕВА Александра Михайловна родилась в городе Кургане. В 1964 году окончила исторический факультет Ленинградского государственного университета по специальности «историк-археолог». С 1966 по 2010 год работала в областном краеведческом музее на разных должностях. 30 лет по крупицам искала и собирала материалы по истории Кургана и области.
Награждена медалью «Ветеран труда», знаком Министерства культуры РФ «За отличную работу», удостоена звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».
Живет в Кургане.

Книга издана по заказу и на средства Правительства Курганской области


 

Ольга Дружкова - уже известный и признанный автор в поэтической среде, член Союза писателей России.
Сегодня она выступает в качестве автора, пишущего для детей. И это ей удается с успехом.
Данная книжка наполнена новым и необычным содержанием, которое по праву можно назвать возвращением в детство.

Сборник издан по заказу и на средства Правительства Курганской области



 


Эта книга Елены Ситниковой - посмертная. Верстка была уже готова и откорректирована, когда нашу Елену Львов¬ну поразил в самое сердце неизлечимый недуг. Ее строчки стихов оказались пророческими:

На убыль все - дни и слова, и чувства.
 Под зиму - травы, и душа - под зиму.
В снегах укройся и усни под ними.
Пусть будет в снах твоих
светло и пусто...

Она будто чувствовала приближение беды неминучей, хотя писала эти строчки еще в 2007 году...

Книга издана по заказу и на средства Правительства Курганской области


08.11.2013

Вышла в свет книга по итогам областного литературного конкурса «СКАЗКА ДЕТСТВА». В нее вошли лучшие произведения зауральских авторов – участников конкурса.

Лауреатами конкурса в номинации "Проза для детей" и обладателями дипломов 1, 2, 3 степени стали:
НОВИКОВ Владимир Анатольевич, село Кетово
ЛЯПУСТИНА Людмила Валентиновна, гор. Шадринск
ПОДАРУЕВ Владимир Матвеевич, город Курган

Лауреатами конкурса в номинации "Стихи для детей" и обладателями дипломов 1,2, 3 степени стали:

СУРИН Анатолий Владимирович, город Курган
КИЛУНОВА Ирина Ивановна, село Маслянское Шадринского района
ЧЕРЕПАНОВА Лариса Юрьевна, село Кислянское Юр гам ышс ко го района

Специальным призом Курганской регионального отде¬ления "Литературный фонд России" и дипломом "За луч¬шую сказку для детей" награждена ШАЛИНА Ольга Пав¬ловна из села Кетово.

Специальным призом Курганской общественной орга¬низации "Союз художников России" и дипломом "За луч¬ший рисунок для детей" награждена Емельянова Ольга из города Кургана.

Составитель сборника – Владимир Филимонов
Художник-оформитель, автор рисунков – Николай Пономарев
Обложка – Надежда Моторина


29.04.2013

Художник - Николай Пономарёв

Оформление обложки - Александр Голубкин

Компьютерная вёрстка - Александр Третьяков
г. Курган, ООО «Типография «Дамми», 2013. - 282, [1] с. ил. портр.


  В сборник «Пути - дороги» вошли произведения, описывающие реальные события, отображающие жизнь во всех её проявлениях. Герои рассказов - обыкновенные люди, попавшие в те или иные жизненные ситуации: на войне, на работе, в быту. Их характеры и поступки близки и понятны автору. Рассказы о путях-дорогах фронтовых и мирных, о судьбах людей, которые написаны на звёздном небе, но вершатся на земле, а потому выбор всегда остаётся за человеком.


  Сергей Кокорин - автор двух поэтических сборников: «По волнам памяти» и «Нам светят знакомые звёзды». Печатался в журналах «Тобол», «Сибирский край».
  Публикуемые рассказы - первый опыт в прозе. Их тематика широка и разнообразна: война и перестройка, городская и сельская жизнь, освоение Севера и милицейские будни. Но, что неизменно присутствует, так это искромётный юмор и любовь к людям - в рассказах, за редким исключением, нет отрицательных персонажей. Временной охват также широк - действия происходят во время Великой Отечественной войны, во времена социалистического строительства, в период перестройки и в наши дни.
  Словом, это книга о людях, их характерах, судьбах и тех испытаниях, которые жизнь заставляет пройти.

 

29.04.2013

 

 

03.04.2013

  Виктор Потанин, известный русский писатель.
   Между первой книгой «Журавли прилетели» и изданными в последнее десятилетие книгами «Доченька», «Золотой ковчег» им написано не менее 50 книг, общим тиражом около 7 миллионов экземпляров. Значительным явлением в нашей литературе были и остаются такие его произведения, как: «Над зыбкой», «Ожидания моря», «Шальная весна», «Последние кони», «Тихая вода», «Поезда не возвращаются».
   Свидетельством признания его литературных заслуг является присуждение ему литературных премий: имени И. Бунина, В. Шукшина, Д. Мамина-Сибиряка, А. Грина и других. Он награжден орденом «Знак Почета», орденом Почета, орденом Дружбы, многими медалями.
   Настоящий сборник включает уже известные повести «Пристань», «Последний пароход» и новую повесть «Без имени», а также рассказы и дневники.


Книга издана по заказу и на средства Правительства Курганской области тиражом 1000 экземпляров.


10.01.2013

Очередной сборник стихов Надежды Рождественской




10.01.2013

В канун Нового года вышел в свет 2 том «Антологии зауральских писателей»



СОДЕРЖАНИЕ



1. КРОХАЛЕВ Леонид Григорьевич


2. КУЛИКОВ Леонид Иванович


3. ЛЬВОВ Анатолий Дмитриевич


4. МАЛАХОВ Владимир Георгиевич


5. МАЛКОВ Вадим Евгеньевич


6. МЕНЬШИКОВ Валерий Сергеевич


7. МЕХОНЦЕВ Алексей Андреевич


8. МОТОРИНА Надежда Викторовна


9. МУРЗИН Алексей Никитич


10. НЕКРАСОВА Ксения Александровна


11. НОВИКОВ Борис Иванович


12. НОСКОВ Виталий Николаевич


13. ОГЛОБЛИН Василий Дмитриевич


14. ПЛЯХИН Алексей Михайлович


15. ПОКИДЫШЕВ Николай Александрович


16. ПОРТНЯГИН Валерий Иванович


17. ПОТАНИН Виктор Федорович


18. ПРОКОПЬЕВА Зоя Егоровна


19. РЕУТ Константин Феликсович


20. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ Надежда Николаевна


21. РУЧЬЁВ Борис Александрович


      КОНДРАТКОВСКАЯ Нина Георгиевна


      МАШКОВЦЕВ Владилен Иванович


      ЛЮГАРИН Михаил Михайлович


22. САФРОНОВ Валентин Георгиевич


23. СЕМЯННИКОВ Сергей Леонидович


24. СИТНИКОВА Елена Львовна


25. СНЕГИРЁВ Василий Федорович


26. СОКОЛОВА Татьяна Федоровна


27. СПИЧКИН (Огнев) Владимир Михайлович


28. СУЗДАЛЕВ Геннадий Матвеевич


29. ТАНАЕВА Марина Николаевна


30. УСМАНОВ Владимир Викторович


31. УСТЮЖАНИН Геннадий Павлович


32. УСОЛЬЦЕВ Владимир Харлампиевич


33. УТКОВ Виктор Григорьевич


34. ФЕДОРОВА Валентина Павловна


35. ФЕЙЕРАБЕНД Евгений Витальевич


36. ФИЛИМОНОВ Владимир Иванович


37. ЧЕРЕМИСИН Борис Ефимович


38. ЧЕРНОЗЕМЦЕВ Владимир Алексеевич


39. ЧИРКОВА Зинаида Кирилловна


40. ШИЛОВ Николай Петрович


41. ШОХИРЕВ Сергей Петрович


42. ШУШАРИН Михаил Иосифович


43. ЮГОВ Алексей Кузьмич


44. ЮРОВСКИХ Василий Иванович


45. ЯНКО Михаил Данилович


   46. ЯГАН Иван Павлович

 



02.11.2012


  В двухтомник Ивана Ягана вошли избранные произведения писателя, написанные им за более чем полувековой период времени: повести, рассказы, очерки, стихи.

  Особенный интерес читателей вызовет послесловие к повести «Если бы не фортуна...», написанное в 2011 году. В нем Иван Яган рассказывает о почти забытой сегодня и малоизвестной странице из жизни советского Военно-морского флота – о гибели в Северной бухте Севастополя линкора «Новороссийск» в 1955 году. Автор был очевидцем этой трагедии...


  В первый том Ивана Ягана вошли следующие произведения:

 

  Вступительное слово Виктора ПОТАНИНА. След на земле


Повести:


За Сибирью солнце всходит (повесть-хроника)

Данилкино утро

Если бы не фортуна (записки матроса)

Севастополь, Севастополь

Во второй том:


Вступительное слово Николая КУЗИНА. Кладовая памяти

Иван ЯГАН. Про себя

Заводские повести:

До завтра, Глаша

Сын завода

Безусловный эффект


Рассказы:

Исповедь бывшго курильщика

Кочерга-Кочергин

Вечером возле дома

Наваждение

Своя песня

Целинники

Подвела

Личный вопрос


Публицистика:

Думы мои, думы

Три Анны

Вот она, милая роща

Материнское поле Нагимы

Из леса возвратясь

Не топись в огороде, баня

Эх, дороги

Дом, в котором мы живем

Хлеб наш насущный


СТИХИ



Вступительное слово Виктора Потанина к первому тому Ивана Ягана


С Л Е Д   Н А   З Е М Л Е


Очень давно, ещё в прошлом веке, московское издательство «Современник» попросило меня написать предисловие к книге повестей Ивана Ягана «Если бы не фортуна». И я начал своё предисловие с признания, что писать о творчестве этого писателя для меня большое волнение и радость. Да и как же иначе, ведь наши пути в большую литературу только начинались, оба мы были участниками знаменитого Кемеровского семинара молодых, оба прошли суровую журналистскую школу, прежде чем написались наши первые книги…

Да, Иван Яган был хорошим журналистом. Я бы добавил ещё – он был страстным, настойчивым журналистом. Помните у поэта – «во всём мне хочется дойти до самой сути…». Эти слова целиком относятся к моему другу: он всегда стремился отделить зерна от плевел, докопаться до правды, а самое главное, на все события у него был свой взгляд и как результат – своя нравственная оценка. Таких журналистов бывает всегда немного, и, как правило, впоследствии они становятся писателями, настоящими писателями. Так и случилось потом с Иваном Яганом. Но в начале все-таки была журналистика – кипение живой жизни. А писать он любил о заводских буднях, о сильных и добрых людях, о мужестве, о мечте. В его статьях, репортажах всегда было много тонкого и проникновенного лиризма, а рядом с этим всегда жили странички, наполненные улыбкой, юмором, тем юмором, который сопровождает всегда сильного человека.

И, думаю, совершенно закономерно Ивану Ягану была присуждена премия Союза журналистов СССР. Но лавры лауреата не убаюкали его в волнах славы, а, наоборот, заставили ещё глубже вглядываться в жизнь, писать мудрее, искренней и взволнованней…

Об этой искренности его прозы много говорилось на том Кемеровском семинаре молодых, куда Иван Яган приехал из Омска. А занимался он под руководством большого русского писателя Виктора Астафьева. Уроки этого Мастера стали настоящим откровением для молодого писателя. Ведь это были удивительные уроки! И в этом уже был дар судьбы, большое везенье, потому что Астафьев мог и не встретится на жизненном пути. И Иван Яган многому научился у своего учителя. А самое главное в этих уроках – чувство ответственности перед словом, перед читателями, для которых настоящая книга – всегда храм, куда приходит за помощью наша душа…

В 1974 году Иван Павлович Яган был приглашен на работу в Курган. Пришлось расставаться с Омском. А расставание с родным домом, согласитесь, всегда печально, ведь разрушается связь с давно близким и милым, с друзьями и дорогими людьми. Как-то всё устроится на новом месте, как-то встретит Курган? И надо же было такому случиться, что самый первый день писателя в нашем городе был омрачен трагедией: при задержании вооруженного преступника погиб старший сержант линейного отдела милиции Валерий Собанин. Иван Яган оперативно, по горячим следам, написал очерк об этом мужественном человеке. Написал как всегда страстно, взволнованно, на одном дыхании. Помню, как газету с тем материалом читали в каждой семье, передавали из рук в руки. Откликнулась и городская власть. Курганский горисполком в ответ на газетную публикацию принял решение – присвоить привокзальной площади имя Валерия Собанина.

А вскоре случилось и другое событие, круто изменившее жизнь: курганские писатели избрали Ивана Ягана ответственным секретарем Курганского отделения Союза писателей России. И с тех пор, почти бессменно, более тридцати лет, он руководил областным писательским штабом. И все эти годы его писательское слово не ослабевало ни на минуту. Наоборот, с каждым годом оно становилось ярче, глубже и энергичней. И доказательство этому – книги, которые выходили в московских и уральских издательствах, журнальные и газетные публикации, неуёмная общественная работа. И всё же мне действительно трудно писать об этом человеке. Потому что мы - большие друзья, а писать о дорогом друге так же тяжело, как о себе. Конечно же, Иван Яган для меня всегда был среди самых близких, родных людей. Порой мне кажется, что, не случись рядом этого братства, мне бы не создать ни одной книги, не написать ни одной страницы, да и сама жизнь стала бы пустой и сиротской, как осенняя пашня…

Да, живы мои воспоминания… Ведь на моих глазах рождались многие его замыслы, писались многие книги, воплощались в жизнь самые дорогие мечты. А самая главная мечта у моих братьев писателей всегда одна – чтобы их слово всегда доходило до читательского сердца, чтобы приносило человеку Добро и Любовь, и такой верный читатель есть у Ивана Ягана. Да что говорить! Я и сам был и остаюсь среди тех, кто читал и перечитывал каждую его газетную и книжную строчку. Я горячо приветствовал и самые первые его повести: «Когда я был мальчишкой», «Данилкино утро», «Рассветы над Байдановкой», «Заводские». Во всех этих повестях слышится взволнованный голос автора-повествователя. Всеми своими корнями эти произведения уходят в толщу народной жизни, зовут к любви и состраданию к человеку, к добру и надежде. Впрочем, добро это трактуется автором очень свободно и расширительно. Такое добро сродни служению, подвигу, вере во всё истинное и святое. Эта авторская позиция пришла, конечно же, из русской классики, сказались и бесценные уроки Виктора Астафьева. Кстати, у нашего классика однажды спросили: «Чему бы Вы хотели научить читателя?» И Виктор Астафьев откровенно ответил: «Добру. Умению ценить добро. В этом вижу одну из своих задач». Думаю, такие же слова мог бы сказать и один из последовательнейших учеников Астафьева Иван Павлович Яган…

А потом были книги «Если бы не фортуна», «Перекаты». Книги выходили в Москве большими стотысячными тиражами. У писателя появился всесоюзный читатель, а на душу легла тяжелая ноша – как оправдать читательское внимание? И писатель отвечает на этот вопрос однозначно – он откликается на самые главные, самые жгучие темы. А они у нас всегда одни и те же – как выжить, как не сломиться под ударами судьбы трудовому человеку , как сохранить в читателе душу и совесть . Чтобы писать об этом, нужно иметь сильный характер, а ещё мужество и глубокое знание жизни. Но сама жизнь за окном стала делать неожиданные зигзаги и повороты – началась перестройка. Для многих то время сопряжено с надеждами, с ожиданием чуда. Да и как же иначе, ведь пришла оттепель, грянули перемены. Вот и Иван Яган тогда писал в одной из своих статей: «Слишком долго мы ждали и свободы слова , и всех сегодняшних перемен. Так долго, что ушли лучшие годы и сила, и душа вся в дырах, и нервы поверх рубахи». Согласитесь, откровенней не скажешь. И чтобы сдержать эти нервы, писатель самозабвенно работает, его перо в те годы испробует все публичные жанры: он часто выступает в журнале «Урал», в наших областных газетах. Я и по сей день держу в голове заголовки многих его злободневных статей и эссе: «Из леса возвратясь», «Хлеб наш насущный», «Дом, в котором мы живем», «Не топись в огороде, баня, или Что может маленький чиновник»… И опять по следам этой боевой публицистики наши власти принимают решения, постановления, пишут, как бы нынче сказали, указы. А если сказать об этом простыми словами, то выйдет, что именно писатель Иван Яган отстоял в те годы постройку бань на наших дачных участках, выступил в защиту наших зауральских лесов от разных горе-хозяев, вмешался в судьбу многих погибающих водоемов и лесных речушек. Кстати самое лучшее из этой публикации вошло в книгу писателя «Куда ни поеду, куда ни пойду…» И снова воспоминания: хорошо помню огромный читательский интерес к этой книге. Она разошлась буквально в считанные дни и часы…

А в душе жили уже новые замыслы и смелые планы. О книгах Ивана Ягана пишут в те годы именитые критики, причём все исследователи его творчества отмечают большую жизненную основу этой прозы, ее гуманизм и нравственную силу. С этим трудно не согласиться. И все же, от себя замечу, для моего читательского глаза в этой прозе заметно прежде всего лирическое начало. Ставя в один ряд его повести, даже такие разноплановые, как «За Сибирью солнце всходит» и «До завтра, Глаша», «Безусловный эффект» и «Если бы не фортуна», вдруг замечаешь, что все эти повести связаны между собой крепкими нравственными нитями, как бы дополняют друг друга, создавая ощущение единого организма. Роднит эти повести и особая творческая манера писателя, да и связаны они единой идеей. А идея очень проста и понятна – это утверждение Доброты и светлых гуманистических начал в человеке. При этом заметим, что в данных повестях много и драматизма, и сложных житейских ситуаций, но рядом с драмой , как всегда, живет лирика, солнечный свет и нежность. Вот за это я и люблю эти книги. И ещё я люблю стихи Ивана Ягана . Каюсь, я больше пишу о его прозе – сказывается, видимо, моя личная привязанность к данному жанру. А между тем всю свою сознательную жизнь Иван Яган писал стихи. У него выходили поэтические сборники «Я боюсь тишины», «На улице строительной», «Матросская лирика», причем последний сборник вышел на исторической родине писателя – Украине, в издательстве «Молодь». В те далекие годы случился и совсем удивительный факт: первые поэтические опыты Ивана Ягана поддержал сам Александр Трифонович Твардовский. После такой поддержки работалось особенно плодотворно. Но, конечно же, в той поэтической работе случались и паузы, и они заполнялись рассказами, повестями, очерками. «Но поэзию, как любимую, просто так не бросишь». Эти слова заключены в кавычки, потому что они взяты из авторского предисловия к поэтическому сборнику «Чем живу…». Книгу эту выпустил Иван Яган совсем недавно, и состоит она из избранных стихов – самого дорогого. К слову сказать, многие из этих стихов печатались ранее в журналах «Сибирские огни», «Урал», в еженедельнике «Литературная Россия», входили и в «Антологию сибирской поэзии». Есть в сборнике и поэтические строки, написанные совсем недавно, и строки эти согреты особым теплом, особым дыханием.

В последнее время Иван Яган завершил ещё одно большое дело – он написал книгу об истории Курганской писательской организации. В ней показаны корни зарождения литературного процесса в Зауралье, даны всеобъемлющие портреты наших выдающихся писателей - Алексея Югова, Сергея Васильева, Якова Вохменцева, Алексея Пляхина, Василия Юровских и многих других. В книгу включен большой библиографический материал о всех писателях, живых и умерших. Книга «Многоликая, самобытная» стала большим и полезным подспорьем для библиотек, школ, краеведов.

Иван Яган – Заслуженный работник культуры России (1984г.), лауреат премии Союза журналистов СССР (1968г.) лауреат премии журнала «Аврора», лауреат литературной премии губернатора области и городской премии «Признание». Награжден медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1947-1945гг.», «50 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.».

В 2005 году награжден медалью «К 100-летию М.А.Шолохова», в 2010 – медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени, а в 2011 году он стал Почетным гражданином города Кургана.

По заслугам и честь!



Вступительное слово Николая Кузина к второму тому Ивана Ягана


КЛАДОВАЯ ПАМЯТИ


В жизни каждого человека самыми постоянными спутниками остаются гулкие и в то же время нежно-трепетные отзвуки голоса памяти. Для одних такой голос звучит относительно спокойно и лишь в отдельные моменты нарушает душевное равновесие, у других же его тревожная мелодия настолько полонит сердце, что вызывает настоятельную необходимость исповедаться. Видимо, где-то здесь и надо искать первопричину появления многих автобиографических произведений в литературе.

Для курганского писателя Ивана Ягана голос памяти был и остается не только спутником, но и главным источником вдохновения, творческих исканий.

Родился Яган в 1934 году в маленькой деревушке Байдановке, на юге Омской области. Восьмилетним мальчонкой начал работать в колхозе – пасти свиней, а с пятнадцати лет в Омске, куда переехала его семья, пришлось потрудиться землекопом, кочегаром, потом на пилораме. В 1953 году он перебирается в Молдавию, работает на заводе, плавает матросом речного теплохода, а вскоре призывается на действительную службу на Черноморский флот.

Здесь, на флоте, приходит к нему серьезное увлечение поэзией, которое пробудилось еще в пору деревенского отрочества (первые стихи были написаны в связи со смертью матери). Стихи молодого поэта публикуются во флотской печати, рекомендуются на одном из семинаров в издательство «Молодь» (Киев), где в 1959 году и выходит первый стихотворный сборник И. Ягана «Матросская лирика». К этому времени автор уже демобилизовался и снова вернулся в Омск, устроившись работать в заводскую многотиражку.

Газетной работе Иван Яган отдал почти полтора десятилетия, да и сегодня не расстается с публицистикой. Его статьи и очерки публиковались не только в сибирских и зауральских газетах, но и в «Правде», «Советской России», во многих журналах. В 1968 году ему была присуждена премия Союза журналистов СССР. В 60-е годы И. Яган заочно заканчивает факультет журналистики Уральского университета. В Омске у него выходят новые сборники стихов: «Я боюсь тишины», «На улице Строительной», в Новосибирске – первые книги прозы «Когда я был мальчишкой» (1965), «Средь высоких хлебов» (1968). В канун Всесоюзного совещания молодых писателей в Кемерове (1966), участником которого был И. Яган, его принимают в Союз писателей.

Мальчишкой, в пору самого первородного узнавания жизни, познал Иван Яган тяготы военного лихолетья. Война, по сути, отняла у него и его сверстников детство, вернее, прервала его на самой радостной ноте и оставила тем самым первую неизгладимую зарубку в памяти. Именно об этой поре и рассказал писатель в повести «Рассветы над Байдановкой» (первоначальным вариантом ее была упомянутая выше «Когда я был мальчишкой»), явившейся в некотором роде зачином автобиографической исповеди, во-первых, и проверкой зоркости памяти, во-вторых. Говорю о «Рассветах над Байдановкой» в прошедшем времени, ибо теперь это произведение стало только частью, можно сказать, ядром более широкого, пополненного новыми главами повествования – «За Сибирью солнце всходит...», которое писатель обозначил как повесть-хронику, Взволнованные воспоминания о детских впечатлениях любознательного мальчишки из большой деревенской семьи составляют сюжетную основу повествования. В степной сибирской деревеньки Байдановке, куда в начале века перебрались в поисках лучшей доли безземельные украинские предки главного героя повести, впервые почувствовал он радостное многообразие жизни, здесь же увидел первые слезы горя, когда дохнул ледяной ветер войны, здесь не по возрасту рано узнал вкус соленого трудового пота, страх голода. Здесь же впервые научился различать справедливость и обман, своекорыстие и расчет, здесь же его доверчивое сердце потянулось к людям, душевно богатым и щедрым, излучающим добро и свет. Чистые, незатейливые, даже эклектичные на первый взгляд эпизоды деревенского детства постепенно вырастают в зримую картину о трудной, суровой жизни тружеников-сельчан, вносивших посильную лепту в победу над врагом. Ясно, что такое никогда не забывается.

Повесть-хроника «За Сибирью солнце всходит...» прочувствованы писателем, эмоциональная пронзительность ее подкупает, подкупает и прямодушная доверительность автора, сложившего сердечное сказание о родине малой, что неотделима от Родины большой. Органично срослись с первоначальным ядром повести-хроники о родовых корнях героя, о его предках («Ехал козак на чужбину»); в этих главах автор привлекает интересный документальный материал, придающий повествованию определенную историческую достоверность преемственности жизни. А в третьей части повести-повествования («И остаются сыновья»), несмотря на некоторую скороспешку и прямолинейность в обрисовке характеров, впечатляет прежде всего взволнованность рассказа о сегодняшней жизни мальчишек военной поры, бережно хранящих верность нравственным урокам детства и юности, продолжающих дела дедов и отцов.

В какой-то мере перекликается с повестью «За Сибирью солнце всходит...» другая повесть Ивана Ягана «Виктор Александрович», рассказывающая о становлении характера городского жителя, детство которого тоже совпало с временем Великой Отечественной войны. Судьба «сына завода» Витьки Русина довольно типична дли многих подростков военных и первых послевоенных лет, и в то же время есть в ней и момент трогательной необыкновенности, особенно для современной молодежи, «обдумывающей житье».

Вторая важнейшая зарубка в памяти Ивана Ягана – время становления характера, пора первых испытаний на человеческую прочность, и об этом рассказывается в повести «Если бы не фортуна».

Повесть эта в известной степени продолжает судьбы героя «За Сибирью солнце всходит...», но уже на иных, более густонасыщенных впечатлениями жизненных витках, когда горой наш волею обстоятельств оказался далеко от родных байдановских просторов. Но память об этих просторах – неизбывна: «Подумать – так я и родился в море. В бескрайнем, колыхливом море хлебов и трав. В нашем степном краю, откуда до Казахстана рукой подать, не было поблизости ни речки, ни озер. Только и моря – ковыль от окон хаты до самого горизонта. На закате солнца глянешь на запад и увидишь: легкий ветер катит к деревне невысокие сверкающие ковыльные валы, взвихривает их, и появляются то тут, то там белые всплески, похожие на пенные гребешки морских волн. А когда над волнующимся простором, не махая крылами, косо прорежает воздух кобчик, похожий на чайку, – тут и вовсе поверишь в море. Затуманится голова, зайдется сердце в непонятном восторге, неведомая сила позовет тебя, и захочется вдруг бездумно и легко кинуться в эту влекущую пучину, утонуть в ней, раствориться до капельки». Эти лирические размышления принадлежат герою повести «Если бы не фортуна» Андрею Зайцеву, нежданно-негаданно познавшему в юношескую пору матросскую службу, сначала «штатскую», а потом и военную.

Повесть «Если бы не фортуна», которую автор сопроводил подзаголовком «Записки матроса», в общем-то не отнесешь к разряду острособытийных. Уже начало странствий героя повести – будущего моряка, сбежавшего в голодную пору первых послевоенных лет из сибирских просторов в маленькую Молдавию, при всей неординарности ничуть не изобилует какими-то напряженными событийными коллизиями. Тем самым И. Яган как бы сразу упреждает читателя: цель повествования не столько прославление действительно трудной и не лишенной романтического ореола профессии моряка, сколько исследование становления человеческой личности. Морская экзотика в повести целенаправленно отодвигается на задний план, и наш интерес переключается с зоны внешней занимательности на зону постижения характера героя.

Внимательно вглядываясь во внутренний мир Андрея Зайцева и вместе с ним (а он наделен острой проницательностью, отзывчивостью и точным чутьем на истину) в души окружающих его людей, мы открываем для себя целую галерею колоритных характеров, общение с которыми обогащает наше представление о сложном мире человеческого общежития, помогает улыбчивее и терпимее относиться к маленьким человеческим слабостям.

Люди, с которыми Андрей Зайцев встречается и в период его, так сказать, сухопутных оказий, и в пору работы на речном теплоходе, и особенно за время его четырехлетней военной службы, не обладают какими-то исключительными качествами, но в них светится неподдельный интерес к жизни, поэтому во всех их поступках, желаниях и даже причудах бьется пульс подлинности, душевного полнокровия, сердечной раскрепощенности. Нет, они вовсе не претендуют на то, чтобы занять места в ряду образцово-показательных героев, но в них видишь органичные самобытные черточки, позволяющие говорить в какой-то мере о цельности их характеров. К слову сказать, главный герой повести «Если бы не фортуна» непрестанно вырабатывает в себе прежде всего цельность характера, поэтому и в поле зрения его – натуры независимые, сформировавшиеся как личности или уверенно приближающиеся к личностному самоопределению. Эволюция Андрея Зайцева проходит по самому важному руслу жизни – руслу бескорыстных человеческих взаимоотношений. Может быть, поэтому и трудности, которые встречаются на его пути, Андрей преодолевает без особых надрывов и надломов. А трудности были, и немалые, особенно в годы воинской службы. Однако дух коллективизма, постоянное чувство локтя, вера в человеческую доброту помогают герою видеть в первую очередь светлую сторону жизни – именно здесь пролегает правдоискательский фарватер Андрея Зайцева.

Особо хочется подчеркнуть познавательное и воспитательное значение повести «Если бы не фортуна» для тех, кому предстоит еще пора испытаний на нелегких дорогах службы в рядах Советской Армии и Флота. Конечно, условия службы нынешних дней отличаются от показанных в повести И. Ягана, но гражданские и нравственные ориентиры советского воина остаются неизменными.

Несколько особняком в творчестве Ивана Ягана стоит повесть «До завтра, Глаша!». В ней рассказывается о девушке-цыганке, порывающей с таборной жизнью соплеменников, обретающей новых подруг и друзей в заводском коллективе.

В этом произведении писателя мы не найдем примет автобиографизма, взятых из кладовой памяти, события в повести развиваются в наши дни, но в характере одного из главных героев – заводского технолога Василия Табакова, сумевшего пробудить в душе неграмотной, обремененной грузом вековечных таборных обычаев и привычек «дикарки» желание новой жизни, высокое чувство человеческого достоинства,— отчетливо проглядываются черты, роднящие его с тем же Андреем Зайцевым. К сожалению, не совсем убедительным представляется довольно скорое «преображение» главной героини...

Лучшие прозаические произведения писателя, изданные в разные годы, но скрепленные единым нравственным стержнем, свидетельствуют о своеобразии лирического дарования, о хорошей литературной школе И. Ягана (одним из главных его учителей был и остается В. П. Астафьев), об умении писателя разглядеть в обыденности животворную устремленность к праздничности бытия, ощущение которой помогает человеку сохранять сердечную доброту, чистоту и отзывчивость в помыслах и делах. В центре внимания Ягана-прозаика – проблемы нашего времени, хотя событийная основа многих его произведений ретроспективна. А повесть «Данилкино утро» и вовсе отдалена от наших дней многими десятилетиями (в ней рассказывается о первых послереволюционных годах), но она имеет не только историко-познавательный интерес.

Прост и безыскусен сюжет этой были: из глухого сибирского села отправляются в неурожайную годину две семьи на поиски лучшей доли. Отправляются в далекий и незнакомый степной край Акмолу, не зная о нем ничего, но наивно надеясь именно там обрести сносную жизнь. Увы, надеждам не суждено было стать явью, и после года мучений в чужом краю решили они опять вернуться в родные места...

Автора повести привлекает прежде всего судьба одного из участников этого скитальческого похода – мальчика Данилки, только-только вступающего в утро жизни, но имеющего в зародыше все качества, чтобы стать настоящим человеком, личностью.

Главные черты в характере Данилки – вера в человеческую доброту и неукротимая жажда знаний (это, к слову сказать, очень роднит его с героем повести «Если бы не фортуна» Андреем Зайцевым, и думается, что такой прием «породнения» героев целенаправленно применен писателем). Но жизнь слишком сурово обходится с мальчиком, слишком несправедлива и жестока к его и без того горькой судьбине (он родился хромым): еще в раннем детстве на родине был похоронен задранный медведем любимый дед, научивший внука азбуке; в степной Акмоле, куда переехала семья Данилки, тяжело заболевает отец, а на обратной дороге в родные края умирает меньший братишка. На этой же обратной дороге Данилка теряет всех своих родных, и начинается для него полоса беспризорного бродяжничества, безысходного и беспросветного, казалось бы...

Однако в душе Данилки светилась спасительная искорка, зароненная еще дедом и раздутая до горения учительницей Полиной Федоровной из Акмолы. Всего один неполный год ходил Данилка в школу, но навсегда поверил в человечность и доброту учительницы, ибо почувствовал: бескорыстно делиться знаниями с другими может только благородный и душевный человек, А за интуитивной Данилкиной верой во всесилие тех, кто сеет зерна знаний, лежит очень емкая авторская мысль: революция в лице таких людей, как Полина Федоровна, приносила миллионам ребят, подобным Данилке, сначала ощущение, а потом и осознание неизбежной победы человечности и справедливости на земле, воспитывая этих ребят борцами за счастье человеческое...

В «Данилкином утре», как верно подметил в предисловии к одному из ягановских сборников Виктор Потанин, много «примет подлинного народного быта, и эта подлинность и взволнованность авторской речи заставляет нас прочитать повесть на одном дыхании».

Произведения Ивана Ягана наполнены праздничным жизневосприятием. Но радостный настрой их ничуть не похож на безоблачное бодрячество – мажорная интонация в них гармонично выверена психологическим состоянием героев, умеющих и в трудные минуты сохранять в себе поэтическое отношение к миру.

Правда, есть у И. Ягана очерково-публицистическая повесть «Безусловный эффект», где автор вместе со своим лирическим героем молодым журналистом (тем самым бывшим матросом из повести «Если бы не фортуна») не жалеет иронических, даже саркастических красок для обрисовки отрицательных персонажей. Но даже и в этом резко памфлетном произведении, направленном против любых форм делячества, моральной нечистоплотности, писатель не забывает показать людей, наделенных незамутненным народным жизнелюбием.

Два десятилетия работы Ивана Ягана в прозе ознаменовались выходом в столичных и местных издательствах девяти книг. Эти книги дают наглядное представление, как от произведения к произведению писатель, работающий преимущественно в лирической манере, расширяет социальную сферу своих художественных исследований: от непритязательного желания рассказать о себе и окружающих до углубленно-серьезного стремления постигнуть диалектику жизни. В поступках и делах, составляющих частицу общенародного дела, проверяют памятливые герои И. Ягана свою человечность. В этом нет вроде бы ничего нового, но как хорошо было однажды замечено: «Всякое дело за себя постоит».

Дело писателя – его слово. Думается, честное, искреннее слово Ивана Ягана тоже способно постоять за себя.


1987 год


Николай КУЗИН,

город Екатеринбург



02.11.2012

Газета «Курган и курганцы» от 1 ноября 2012 года


ЧЕТЫРЕХГЛАВЫЙ СТРЕЛЕЦ


Гамбург — Петербург — Курган. По такому маршруту шла к нам новая книга


Леонида БлюмкИНА



На недавней встрече в областной библиотеке Леонида Блюмкина с читающей публикой в связи с его традиционным уже осенним приездом в Курган и премьерой новой книги не раз возникало ощущение, что поэта жалеют. Как, мол, ему там, в чужой и сырой Германии, где он живет уже восемь лет? Поди не сладко? Наверное, и поговорить не с кем? Гложет, видимо, тоска по родине, по городу, где родился и вырос, где обрел друзей и где встал на рифмованное крыло?

Ответы на эти и подобные вопросы как раз и содержит новый сборник стихов Леонида Блюмкина «В созвездии Стрельца», изданный, как и предыдущая книга поэта, в Санкт-Петербурге. Издательство «Алетейя», серия «Русское зарубежье. Коллекция поэзии и прозы». Впрочем, и не прикрываясь книжкой, Блюмкин отвечал на прямые вопросы курганцев. Отвечал просто, без прикрас.

О литературном общении: «На старости лет снова хожу в литобъединение. В Гамбурге оно называется «Источник». В сборниках, издаваемых объединением, не печатаюсь ввиду их явной слабости, но поговорить есть с кем».

Об освоении поэтического Интернета и интернет-поэзии: «На сайте стихи. ру более 450 тысяч авторов. И хорошо, если среди них наберется десяток, достойных поэзии. Интернет, к сожалению, поддерживает бездарность. Кликнешь мышкой — и перед тобой на мониторе выскакивает: «Пишете стихи? Пожалуйста, издадим. 300 рублей за страницу и вас узнает вся Россия!». Нет, не узнает, потому что талант нельзя купить».

После этих слов слышу шепоток в зале: «Высокомерен!». Конечно, высокомерен, только вот не знает шептун, что взгляды свысока на кого бы то ни было не имеют к Леониду Блюмкину никакого отношения. Его «высокомерие» это высокая мера требовательности к себе, к своему творчеству, к поэзии вообще.

На встрече Блюмкин признался, что всю жизнь его мучили и мучают до сих пор два вопроса: что такое поэзия и нужны ли кому-то сегодня стихи? И если на первый вопрос ответить совсем не просто, то на второй мы легко найдем ответ в стихах самого Блюмкина: такие, как в его новой книжке, нужны! Доказательством того служил заполненный лекционный зал столетней Юговки. На встречу с Леонидом Блюмкиным пришли любители поэзии в диапазоне от 18 до 80 лет, студенты, журналисты, писатели, библиотекари, друзья поэта. Мы соскучились по нему, а он — по нам! Нежность разливалась по залу в ответ на глуховатое, но артистичное чтение Блюмкиным своих стихов.

Он мог бы отнести к себе стихотворное признание одной из любимых им поэтесс Татьяны Бек: «Не моя это сила метафора». Поэтические строки Леонида Блюмкина рождаются из обыденной жизни. В его стихах воспоминания о детстве и юности, о Кургане и родителях, портреты людей, с которыми приходилось встречаться, и исторических личностей, размышления о жизни в эмиграции. Здесь ставка делается не столько на ассоциативную изощренность поэтического текста, сколько на его внятность и договоренность. Договоренность в смысле определенности и исчерпываемости собственного высказывания о жизни. Иногда эти высказывания горьки, но горечь их обусловлена прежде всего кристаллизацией с возрастом ощущения скоротечности земных дней. Особенно эти ощущения сильны в четвертой главе сборника под немного ироничным названием «Жизнь игрушка заводная».


И мы, мелькая тут и там,

скользим по жизни окрыленно,

как в небе или по волнам,

по разношерстным временам,

но неизменно по наклонной.


Или вот еще:


Смерти нет! крикнет птица мне

с ветки ли, с неба ли.

Смерти нет! так и жизни

фактически не было.


Всего в новой книге Блюмкина четыре главы. «Свет издалека» детство, друзья, родители, учителя, провинция, Курган. «Штрихи к портрету» люди известные и неизвестные. Очень сильная глава, в которой автору в поэтической форме удалось выявить суть человеческой личности. Лучшее, на мой взгляд, в этой подборкестихотворение «Интервью» о Сергее Юрском. Хотя и все другие хороши. Третья глава, «На фоне дождя», эмигрантская. Не без тоски, конечно. Но хочется вновь подчеркнуть поэтическую иронию автора, спасающую его от жизненных проблем в «ганзейском граде» Гамбурге. Без иронии, например, нельзя ни написать, ни прочитать стихи «Немецкий язык» и «Группа на языковых курсах». О четвертой главе «Жизнь игрушка заводная» мы уже говорили. Можно лишь добавить, что в ней, а еще ярче в главе третьей, можно разглядеть попытки автора обратиться к поиску новых поэтических форм, к стиху вольному и к стиху акцентному. Иногда это неожиданно и интересно, но иногда на преодоление нового не хватает сил, и строки скатываются в русло традиционного русского стихосложения. Что совсем неплохо, ибо «стиховые изобретения», как и в случае с метафорой, не сила Блюмкина. Его сила откровенность, доверчивость, будничная городская лиричность, окрашенные памятью.


И если в небо долгое смотрю,

в нем нахожу неясные намеки.

Не тороплю вечернюю зарю.

Внутри спокойно.

Лишь глаза намокли.


За намокшими глазами, конечно, боль пережитого. По всем правилам эта боль не может разрешаться такой гармонией. Но разрешается. Век за веком. «Доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит». Кажется, это все, что нам дано понять.

Валерий Портнягин



24.10.2012
 Презентация сборника «Спасительный свет» состоится в январе 2013 года



01.03.2012
  К своему 75-летию член Союза писателей России Александр Михайлович Виноградов выпустил еще один сборник стихов «Зари вечерней свет».



  В этой книге, как и в предыдущей «По солнечным часам», та же главная тема – ВРЕМЯ, тот же хронологический композиционный принцип и три раздела, соответствующие направлениям творческой работы автора: стихотворения, четверостишия, эксперименты в области звукозаписи и рифмы.

08.02.2012
Газета «Курган и курганцы» от 7 февраля 2012 года



«Я НА ДОБРОЙ ЗЕМЛЕ ЖИВУ»


Человек взял и сделал праздник для всего района

  В прошедшую субботу, когда Курган, увлекаемый политической стихией России, митинговал, под боком у областного центра, в Кетово, сотни людей собрались совсем по другому поводу. В районном Доме культуры состоялась презентация новой книги деревенского поэта, члена Союза писателей РФ Николая Аксенова «Я на доброй земле живу».
  Это было взаимное признание в любви. Николай Алексеевич Аксенов, почетный гражданин Кетовского района и почетный житель села Митино, где он родился, рос и сейчас живет и работает, всем своим творчеством утверждает любовь к родной земле и людям этой земли. И счастлив поэт тем, что в ответ на свои труды получает такую же любовь. Аксенова здесь читают, слушают, знают.
  Однако было бы ошибкой считать Николая Аксенова местечковым виршеписцем. Предыдущие шесть его книг давно обрели своего читателя, заслужили высокую оценку критики и любителей поэзии, показали немалую величину его таланта. Вот почему глава Кетовского района Сергей Кокорин, приветствуя автора, имел полное право заявить, что новый сборник поэзии Николая Аксенова есть событие знаменательное не только для района, но и для всей культуры Зауралья. Помимо литературных, поэтических достоинств эта книга являет собой высокую меру патриотизма, любви к Родине.
  С выходом книги в свет Николая Аксенова поздравили почетные граждане Кетовского района Геннадий Устюжанин и Виктор Павлов, а также заслуженный работник культуры РФ, руководитель известного вокального коллектива «Рябинушка» Геннадий Воронин, написавший в творческом союзе с Аксеновым 25 песен. Некоторые из них на ура вновь прозвучали со сцены Дома культуры. От имени студентов, преподавателей и сотрудников пригласил поэта в сельскохозяйственную академию им. Мальцева ее ректор Павел Подгорбунских.
  И несмолкаемыми аплодисментами земляки встретили выход на сцену разволновавшейся супруги поэта. Семейные корни и ценности — один из источников творчества Николая Аксенова. Об этом пыталась сказать Нина Федоровна, женщина, которая не ждет стихотворных посвящений себе, но хорошо понимает, с каким человеком она живет рядом. Огромного уважения заслуживает ее тихое служение таланту. И понятна гордость Аксеновых за своих детей и внуков.
  На этой доброй встрече все чувствовали себя земляками. Так оно и есть. Но после поздравлений самых близких людей, живущих рядом с Аксеновым в родном селе Митино, которые буквально засыпали его цветами, виновник торжества не выдержал и... взял в руки гармонь. А после плавных лирических песен  повеселил всех острыми частушками. Да не просто так, а вступив в творческое состязание с учеником Введенской музыкальной школы, лауреатом уже региональных конкурсов Андреем Лялиным. Ни в чем юный музыкант, которого из-за баяна толком и не видно, не хотел уступать седому Николаю Алексеевичу. Но Аксенов и не обижался, видя, какая смена подрастает. Договорились на «ничьей».
  А книжка, изданная, кстати, при содействии администрации Кетовского района, по нынешним временам приличным тиражом, в тысячу экземпляров, мгновенно разошлась по гостям презентации. На сцене утихшего торжества выстроилась очередь за автографом местной знаменитости. Автор книги не отказывал никому. Он как бы подписывался под главными словами сборника:

На великих просторах не гость я,
А хозяин, чьи руки крепки.
Пусть поднимутся к небу колосья,
Заглушив под собой сорняки.
Я хочу сотворить это диво
Жаром слова и светом пера,
Чтобы наша душевная нива
Созревала под солнцем добра.
Валерий Портнягин


25.01.2012
 
В очередной номер журнала «Сибирский край» вошли авторы:

В. Кветков. Всемирная людская беда-чума
Из научных книг и журналов
М. Танаева. Стихи.
В. Потанин. Рассказ. Последние дни лета.
В. Гагин (Сростки). Древняя икона в жизни и творчестве В. М. Шукшина 
Е. Безрукова (Барнаул). Стихи
B.    Костров. Новеллы
И. Фирсаев. Сказка-небылица
Н. Климкин. Стихи
Ю. Шнорр. Библия в иллюстрациях (Продолжение)
C.    Никитина. Стихи
М. Дятлова. Стихи
Р. Ногина. Стихи
Тен Чан Хаонь. Эстетика схемы в искусстве
М. Серёжкин. Стихи
Л. Юсупова (Горно-Алтайск). Стихи
Н. Морозов. Из книги «Судить нельзя помиловать»
И. Морозов. Проза
П. Варлаков. Материалы о декабристах
С. Ревнякова. Педагогическое образование в Курганской области в первые послевоенные годы
И. Светличный (Омск). Из дневника старого врача
В. Костиков (Москва). Уроки горлового пения
С чего начинается наша история?


20.01.2012


В Курганской области вышел первый том «Антологии зауральских писателей»

Редакционная коллегия:

Белоусов Андрей Дмитриевич – директор Каширинского литературно-краеведческого музея имени В.К. Кюхельбекера
Есетов Виталий Алексеевич – член Союза журналистов России
Потанин Виктор Федорович – член Высшего творческого Совета Союза писателей России
Портнягин Валерий Иванович – член Союза журналистов России
Травников Герман Алексеевич – народный художник России
Устюжанин Геннадий Павлович – Заслуженный работник культуры России
Литературный консультант – Иван Яган
Составитель – Владимир Филимонов

«Антология зауральских писателей» повествует о творческом пути и вкладе зауральцев – членов Союза писателей СССР, РСФСР, России – в литературу Отечества. В антологию включены и не члены Союза, сказавшие свое веское слово и достойно представляющие наш край в публицистике, журналистике, сохранении народного фольклора. Книга иллюстрирована большим количеством фотографий из жизни Курганской областной писательской организации разных лет, образцами литературных, государственных и общественных наград писателей, обложками их книг, документами из личных дел и другим наглядным материалом. Перед нами – энциклопедия становления и развития литературы родного края советского и российского периодов времени.
  В «Антологии зауральских писателей» использованы репродукции картин Германа Травникова, Николая Година, фотографии Виктора Бухрова, Александра Алпаткина, Анатолия Удачина, Леонида Витебского.

  Обложка, дизайн – Николай Пономарев

  Вступительное слово к антологии написали губернатор Курганской области Олег Богомолов, архиепископ Курганский и Шадринский Константин, начальник Главного управления образования области Анатолий Додонов, начальник Управления культуры области Вера Денисова, профессор Курганского государственного университета Валентина Федорова.
  В своем вступительном слове губернатор области Олег Богомолов сказал: «Пусть этот труд станет памятным не только для наших земляков-писателей, но и для всех, кто сверяет свой внутренний духовный мир с красотою и вечностью Русского Слова, кто трепетно любит свою большую Отчизну и малую родину, отчий дом. …Выход в свет «Антологии зауральских писателей» – достойное доказательство того, что
члены Курганской областной писательской организации, 45-летие которой мы отметили недавно, не дают слабины, не идут на поводу у худших законов рынка, а горячо и последовательно отстаивают права великого и могучего Русского Слова.
  В первый том антологии вошли рассказы о следующих писателях:

     СОДЕРЖАНИЕ

БЕЛОУСОВ Андрей Дмитриевич, директор Каширинского литературно-краеведческого музея имени Кюхельбекера: «Шагнув в историю и прозой, и стихом...». Литература Зауралья 19 века.
АГАРЫШЕВ Анатолий Аркадьевич
АГЕЕВ Николай Егорович
АКСЁНОВ Николай Алексеевич
АЛЕКСЕЕВА Валентина Александровна
АНДРЕЕВА Любовь Харитоновна
АНИСИМОВА (Реутова) Ирина Ивановна
АФАНАСЬЕВ Анатолий Павлович
БАЕВА Антонина Антоновна
БАЗАРОВ Александр Александрович
БАЛАШОВ Владимир Филиппович
БЕБУТОВ Гарегин Владимирович
БЕЛОЗЁРОВ Тимофей Максимович
БЕЛОУСОВЫ. Рассказ о Каширинском музее
БЕНДИК Леонид Петрович
БИРЮКОВ Владимир Павлович
БЛЮМКИН Леонид Моисеевич
БОГДАНОВ Евгений Николаевич
БОЙЦОВ Сергей Николаевич
БУТАКОВА Римма Ивановна
ВАСИЛЬЕВ Сергей Александрович
ВЕРХНЕВА Лариса Анатольевна
ВЕСЕЛОВ Вячеслав Владимирович
ВИНОГРАДОВ Александр Александрович
ВИНОГРАДОВ Александр Михайлович
ВЛАСОВ Яков Пантелеевич
ВОЗМИЛОВА Ольга Ильинична
ВОСТРЯКОВА Наталья Александровна
ВОХМЕНЦЕВ Яков Терентьевич
ГИЛЁВ Виктор Константинович
ГЛЕБОВ Николай Александрович
ДЕДОВА (Караулова) Лидия Константиновна
ДЗЕРЖИНСКИЙ Леонид Иванович
ДРУЖКОВА Ольга Алексеевна
ДЯГИЛЕВ Владимир Яковлевич
ЕЛОВСКИХ Василий Иванович
ЕРАНЦЕВ Алексей Никитович
ЖМАКИН Сергей Алексеевич
ЗАХАРОВ Алексей Анатольевич
ИВАНОВ Всеволод Вячеславович
КАРСОНОВ Борис Николаевич
КВЕТКОВ Валентин Павлович
КЕРДАН Александр Борисович
КЕРЧЕНКО Михаил Степанович
КИБИРЕВА Елена Александровна
КИСЕЛЁВА (Фомина) Вера Николаевна
КЛИМКИН Николай Петрович
КОРОБЕЙНИКОВ Иван Терентьевич
КОЧЕГИН Павел Захарович

Если у читателей появятся вопросы или дополнения к антологии, то вам ответят по телефону 8-919-573-22-50, Владимир Иванович

25.07.2011

  22 июля в областной библиотеке имени А.К. Югова прошла презентация очередного номера литературно-публицистического альманаха «Тобол».

Авторы, вошедшие в альманах:

ОБЩАЯ ТЕТРАДЬ

   Публицистика

Владимир Филимонов. Выбор слова
Валентин Кветков. Год учителя прошел

   Проза

Виктор Потанин. Без имени
Юрий Асташин. Владимир Подаруев
Сергей Жмакин. Расстрельная команда
Елена Бердникова. Лето человеческое
Ольга Дружкова. Очень прошу – простить
Алексей Иванов. Фантомы

   Искусство

Любовь Кочарина. «От Москвы до самых до окраин»
Итоги III Всероссийской выставки акварели в Кургане

   Поэзия

Виктор Захаров
Екатерина Комлева
Сергей Тараканов
Ирина Анисимова
Марина Танаева
Михаил Коробейников
Александр Виноградов

   Мемории

Людмила Ильиных «Когда строку диктует чувство…»

   Драматургия

Владимир Бурлаков. Небесный скрипач

   Юбилеи

Николай Коняев. Пастырь русского поля. К 60-летию Высокопреосвященнейшего Константина, архиепископа Курганского и Шадринского

   Литературоведение

Валентина Федорова. Вильгельм Кюхельбекер. Личность в пространстве семьи

   Эпистолы

Елена Ранова. «У людей есть чутье к искусству»

   Критика

Людмила Ахтамянова. Неразделимость

ВАСИЛЬЕВСКАЯ ТЕТРАДЬ

Сергей Васильев. Стихи, пародии и эпиграммы
Владимир Цыбин. Поэтическое слово Сергея Васильева
Антон Васильев. Стихи
Галина Васильева. Глазами дочери
Анатолий Кузьмин. Сквозная даль Сергея Васильева. Рассказ о семье поэта и его курганском детстве
Николай Покидышев. История одной фотографии


12.07.2011
Презентация книги широко известного в Зауралье мастера пера Валерия Портнягина собрала в областном культурно-выставочном центре цвет интеллигенции.





  Твердая обложка благородного цвета, стильное оформление Юрия Прожоги, 403 страницы текста, тираж — 500 экземпляров… Выпущенный в свет на средства правительства Курганской области сборник эссе, очерков, интервью, рецензий и рифм разных лет с первых минут своего бытования в читательской среде стал раритетным. Желание книгочеев иметь у себя дома этот кладезь «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет» и возможности автора, отнюдь не хозяина тиража, драматическим образом разошлись — принадлежащая герою вечера заветная стопочка собственных сочинений быстро улетучилась, а поклонники таланта продолжали протягивать руки и выдвигать резонные аргументы: «музею!», «библиотеке!», «в знак дружбы и сотрудничества!».
  Положение явно незавидное, впрочем, отчего бы не позавидовать такой востребованности? Выяснилось, книга Портнягина «Провинциальный летописец и другие» не только интересна, актуальна, но и долгожданна. Для старой гвардии местных созидателей, пассионариев — повод ностальгически вздохнуть: «когда мы были молодые…»; для юношества, обдумывающего житье — некий ориентир в пути, духовный, по крайней мере.
  Количество и качество собеседников Валерия Ивановича (реальных и виртуальных) любого мало мальски любознательного человека способно привести в здоровое творческое возбуждение. Ладно еще выдающиеся земляки — гиганты мысли, мэтры от искусства, спорта, науки, но Василий Шукшин, Владимир Высоцкий, Сергей Довлатов и далее: Максим Горький, Сергей Есенин, Алесандр Блок, Владимир Маяковский, и более того: Александр Пушкин, Лев Толстой, Генрик Ибсен, Проспер Мериме…
  Не каждый виртуозно владеющий словом профессиональный газетчик отважится проинтервьюировать Антона Павловича Чехова или публично поразмышлять над загадками романа Булгакова «Мастер и Маргарита»; не каждый обнародует вирши, служащие лирическими отступлениями от основной канвы хроники нескольких десятилетий. Время вперед! Или назад?
  Дерзкого «профи» выручают внимание к деталям, ускользающим от поверхностного взгляда, дотошность, эрудиция, наконец, мягкая ирония и самоирония — свойство подлинного интеллектуала.
  Он может доступно и увлекательно изложить позицию доктора экономических наук, а может ярко, красочно, озорно изобразить жителей зауральской глубинки; вкусно опишет синие горы и желтые степи Монголии; тремя емкими страничками нарисует непарадный портрет Петебурга…
  Природная толерантность, то есть изначальное уважение ко всякому персонажу, факту, творческому явлению, эксперименту (даже неудачному) позволяет рецензенту избегать желчи в оценке театральных премьер, а в диалогах с актерами, режиссерами, художниками обнаруживать особенные, лишь им присущие черты.
  Писательство для него — не перемена участи, а величина постоянная. Ссылки на Довлатова, ходившего некогда теми же тропами, слегка приоткрывают завесу тайны. «Я одной ногой в журналистике, другой — в литературе», — исповедовался Портнягин присутствующим в КВЦ, среди которых, справедливо полагал он, не было случайного народа.
  «Передозирован любовью к людям!» — диагностировал давнего товарища заслуженный художник РФ Вячеслав Пичугин.
  «Более сорока лет играя в слова на страницах разных газет и журналов, я всегда считал, что своя книжка для провинциального хроникера — нечто вроде утешительной партии для теннисиста, не пробившегося в финал» — сквозь забавную автохарактеристику прорываются интонации завзятого остроумца, однако ближнему кругу, разумеется, известно, чем оплачена эта высокая игра. Бессонными ночами, сердечной смутой, напряжением воли, пачками выкуренных сигарет (что не мешало Валерию Ивановичу долгие годы «рулить» футбольной командой курганских СМИ).
  Многим (и мне в том числе) довелось познакомиться с жесткими требованиями Портнягина, предъявляемыми к коллегам, на посту главного редактора газет «Зауралье», «Курган и курганцы», журнала «Тобол». Впрочем, критерии «по гамбургскому счету» и «как к себе» вполне устраивали мастеров и шли на пользу новичкам.
  В том, что Валерий Иванович дорожит точными формулировками, аудиторию убедило блиц-интервью, взятое у него на презентации книги. Виновника торжества попросили дать определение понятию «культура». Он незамедлительно ответил: «Достоинство, умноженное на опыт и талант. Прежде всего достоинство».
  «Хотелось, чтобы моя книга получилась культурной и по содержанию, и по форме», — сказал в заключение Валерий Иванович и прочел рифмованную импровизацию на тему «Бросать литературные труды не собираюсь!»
  «И не надо!» — поддержала аудитория, добрую половину которой наш земляк увековечил в своей неоконченной летописи.
Галина Бухарина.


07.06.2011

  Член Союза писателей России с 1991 года. Василий Юровских так охарактеризовал его творчество: «Герои рассказов – сверстники автора, сироты войны, их матери – солдатские вдовы, старшие братья и сестры, которые досыта хлебнули непосильного крестьянского труда в годы войны. В повествовании о военной и послевоенной деревне Снегирев отнюдь не повторяет своих литературных предшественников, ибо наблюдательному и памятливому художнику слова всегда есть простор для собственного самобытного слова».
  Книга издана по заказу и на средства Правительства Курганской области.


07.06.2011


  Член Союза писателей России с 2008 года Николай Александрович Покидышев. Книга посвящена 70-летию со дня начала Великой Отечественной войны и 70-летию со дня начала блокады Ленинграда. Рецензию на книгу дал действительный член Академии военных наук Валерий Владимирович Пундани.
  Из его рецензии: «Когда автор пишет об отце, то потрясают факты не парадной, а обычной повседневной информации о жизни простого человека в условиях блокады Ленинграда, сложностях его учебы, труда войны…
  Исключительно богат материал книги, раскрывающий процесс возникновения реально города Каменска-Уральского со всеми его сложностями и тонкостями… обычная жизнь представителей различных поколений, их духовный мир, круг чтения…
  Материал книги полезен школьникам, студентам, учителям школ, преподавателям вузов. Он очень полезен и при военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения».


12.01.2011
Альманах «Тобол» выходит с 19994 года.
Основан по инициативе
Курганской областной писательской организации
при финансовой поддержке Администрации области




Авторы, вошедшие в литературно-публицистический альманах «Тобол» № 2 (20) – 2010


12.01.2011
Литературно-художественный
и общественно-политический журнал «Сибирский край»
основан писателем Борисом Ивановичем Новиковым в 2001 году.




Авторы, вошедшие в журнал «Сибирский край» № 21 – 2010


14.12.2010
Газета «Курган и курганцы» от 25 ноября 2010 года

ИСТИНА ЛЕГЛА НА ЛИСТ БУМАЖНЫЙ…

От одной лишь фразы «В Кургане сегодня очень многие пишут сонеты» у любителей русской словесности должны затрепетать и расправиться крылья.

  Сейчас куда чаще слышишь разговоры о падении – в массовом масштабе – интереса россиян к серьезной литературе, о засилье «бульварного» чтива, в жанровой и видовой иерархии которого сонет как форма поэтического высказывания отнюдь не занимает лидирующее место. Но если автор одного из двух вышедших на днях поэтических сборников, наша землячка, член Союза писателей России Елена Ситникова, считает иначе, значит, так оно и есть. Елене виднее, ибо она вращается в сфере собратьев по перу, плотно контактирует с теми, для кого слово и есть дело, и теми, кто этим словом утоляет извечный духовный голод, жив не хлебом единым…
  Отдельные представители немногочисленного все еще пока местного литобщества собрались в КВЦ, чтобы засвидетельствовать почтение среднему поколению стихотворцев и прозаиков, заглянуть в их книги, выпущенные, что отрадно, по заказу и за счет правительства области. Тираж, конечно же, невелик, но похвально уже само внимание властей предержащих к так называемой нематериальной сфере («несмотря на кризис», ну и так далее…).
  Симптоматично, что все три автора – цвет интеллигенции, не сдающей позиции в любые смутные времена. Ситникова – научный сотрудник Курганского
областного художественного музея; Алексей Иванов – выпускник философского факультета Уральского государственного университета преподаватель истории в Межборской средней школе Притобольного района; Алексей Мурзин – заместитель директора Шадринского центра народной культуры «Лад».
  Широкий кругозор, гуманитарное образование, постоянное (по долгу службы) взаимодействие, диалог с произведениями искусства, книжными фолиантами, а параллельно – пребывание в стремительном жизненном потоке, определяют творческую манеру, спектр интересов каждого из них.
  Рассказывая о себе, выступающие упоминали современников, оказавших серьезное внимание на их мировоззрение, художественный почерк. Алексей Иванов («Восхождение к смыслу») выразил благодарность известному курганскому прозаику Виктору Потанину, журналисту и издателю Феликсу Рабиновичу, Алексей Мурзин («День рыбака») поведал о счастливой встрече и дружбе в замечательным шадринским писателем Василием Ивановичем Юровских, Елена Ситникова («Вектор скорости») посвятила трепетные строки коллеге Анатолию Львову (инициативная группа выдвинула предложение присвоить Детскому парку его имя).
  Разумеется, о ценности свежеиспеченных книг судить читателям. Газетный формат не позволяет без сокращений разместить здесь баллады или рассказы, но, надеюсь, емкие двустишия Алексея Иванова сыграют роль своего рода интеллектуальной приманки. По крайней мере, я нахожу в них нечто созвучное собственным размышлениям, посещающим меня в редкие минуты, свободные от житейских бурь и треволнений.

     Реальность не в наличии Вселенной,
     А том, что во Вселенной сокровенно;

     Не приникаешь мыслью в суть предметов,
     С логикой вопросов и ответов;

     Чем глубже опускаешься во тьму,
     Тем ярче Бог, тем ближе путь к Нему;

     Истина легла на лист бумажный.
     Все, что будет с ней, уже не важно…


Галина БУХАРИНА

Газета «Новый мир» от 27 ноября 2010 года

НЕПОХОЖИЕ ДРУГ НА ДРУГА



  Непохожесть – вот главное для трех авторов, чьи новые книги недавно были представлены читающей публике в областном культурно-выставочном центре. И дело не только в том, что двое – поэты, а третий – прозаик. И даже не в степени, конечно, разного литературного дарования. Главное отличие их друг от друга в способ восприятия мира, который у каждого порожден своим детством, мерой образования и образованности, встречей со «своим» читателем.
  Гости презентации познакомились со сборниками стихов Елены Ситниковой «Вектор скорости», Алексея Иванова «Восхождение к смыслу» и книжкой рассказов Алексея Мурзина «День рыбака».
  «Восхождение к смыслу» - третья книга Алексея Иванова, который родился в Притобольном районе, закончил философский факультет Уральского госуниверситета, а сейчас преподает историю и обществоведение в сельской школе. Он – земляк Виктора Федоровича Потанина, уроки и советы которого стали во многом определяющим в его творчестве. Как и советы издателя Феликса Рабиновича. Влияние этих фигур, юношеский интерес к истории, астрономии и литературе, хорошее образование, полученное в большом городе, увлечение русской религиозной философией – вот та питательная почва, из которой рождается «Восхождение к смыслу». Ключевым не только в названии нового сборника, но и вообще своей поэзии Алексей Иванов читает слово «восхождение», которое, по его мнению, определяет судьбу любого человека.
  Шадринец Алексей Мурзин, по его словам «вырос в поле, в лесу, в огороде». Закончил географический факультет КГУ. Для него определяющей стала встреча с замечательным писателм, знатоком русской живой речи Василием Ивановичем Юровских. С его подачи Мурзин начал печататься в журналах, побывал на семинаре молодых авторов в Переделкино, в 2004 году выпустил сборник рассказов «Старо поле». «День рыбака» - второй сборник прозы Мурзина, где все так же сильно влияние уже ушедшего из жизни Василия Юровских, а героями рассказов остаются люди, так близкие к природе, что сливаются с ней.
  Самая опытная участница презентации Елена Ситникова представляла уже седьмой свой сборник. Ее коронка – сонеты. «Путейская баллада» - открывающая книгу, посвящена памяти родителей поэтессы, инженеров-путейцев. А дальше, в каждой из семи глав сборника – сонеты, сонеты… Венки сонетов… Они о мечтаниях и размышлениях автора, откровениях и путешествиях. Многое вдохновлено коллегами, в частности поэтом Анатолием Львовым, музыкой, искусством – всем, чем живет Елена Ситникова, искусствовед по образованию и образу бытия.
  В заключении вернемся к обращению членов Ассоциации писателей Урала, которое опубликовано выше и которое призывает региональные власти и издателей поддерживать и развивать местную литературу как часть мощного потока литературы российской. Ответом на этот призыв служат и книги, о которых мы рассказали: все три, как и многие другие издания, выпущены за счет средств правительства области.

Валерий ПОРТНЯГИН

Президент РФ
Министерство культуры РФ
Правительство Курганской области
Портал «Культура. Гранты России»-общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства
Официальный аккаунт Управления культуры Курганской области в Одноклассниках
Единый портал популяризации культурного наследия «Культура.РФ»
Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов
Обелиски нашей памяти
Зауралье-ONLINE
Лица Зауралья
Народы Зауралья
Книга Памяти Зауралья
Русская мечта (Курганская область зовет!)
Город среда
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

В начало страницы      
Главная | Контакты | Об Управлении | Добровольчество | Отрасль | Документы | Интернет приемная | Кадровая политика | НОК | Открытые данные | Писатели Зауралья | Национальные проекты | Охрана труда | Профилактика безнадзорности | Модельные проекты | Туризм | Поиск
Главный редактор Речкалова Н.В., техническая поддержка: Департамент информационных технологий и цифрового развития Курганской области
©2024 www.kultura.kurganobl.ru, обновлено 14.03.2024 11:00