Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Начало сайта

Глебов Николай



ГЛЕБОВ
Николай Александрович
(14.02.1899 – 7.03.1974)

М.Д. Янко, профессор,
лекция в Курганском педагогическом институте, 1970 год

     СТАРЕЙШИНА ЗАУРАЛЬСКИХ ЛИТЕРАТОРОВ

  14 февраля 1969 года Николаю Александровичу Глебову исполнилось 70 лет. Его произведения, вобравшие большой жизненный материал, получили широкую известность и вошли в активный фонд советской художественной литературы, пополняя наши представления о жизни и людях.
  Н.А.Глебов тесно связан своей жизнью и творчеством с зауральским краем. Он родился в селе Косулино Куртамышского района Курганской области, в  крестьянской семье.
  Во время гражданской войны Н. А. Глебов был мобилизован в колчаковскую армию, но вскоре с группой солдат перешел на сторону восставшего народа и с оружием и руках боролся за утверждение Советской власти. В 1924 году он стал избачом села Глядянское и активным селькором, а затем и штатным сотрудником газеты «Красный Курган». На её страницах и появился в 1925 году его первый  рассказ.
  Н.А. Глебов вошел в литературу как автор многих рассказов, повестей, романов «В степях Зауралья» и «Даниил Кайгородов». Внимание писателя привлекают преимущественно переломные моменты в судьбах родины и народа: империалистическая война, Октябрьская революция, гражданская война, восстановление народного хозяйства.
  Суровая жизненная правда сочетается в его произведениях с романтической приподнятостью стиля, а точность и выразительность бытовых зарисовок – с взволнованным  повествованием о людях, напоминающих горьковского Данко.
  Важным свойством писателя является умение видеть движение жизни, понимать ее развитие. Произведения Н. А. Глебова привлекают четкостью идейно-эстетических позиций автора, избегающего, однако, прямолинейных, лобовых оценок явлений жизни. Авторское отношение к действительности проявляется в отборе жизненных фактов, в характере изображения людей и событий. В истоках самой жизни, в ее конфликтах находит писатель материал для своих книг.
  Герои рассказов и повестей   Н.А. Глебова – преимущественно молодые люди, связанные рождением и жизнью с трудовым  народом.   Их  роднит стремление к революционному преобразованию мира, упорство в достижении цели, душевная отзывчивость и красота. Первой в ряду таких произведении стоит повесть «Карабарчик» (1948),  проникнутая высокой романтикой революционной борьбы. Это книга о революционных преобразованиях в Алтайском крае, участниками которых стали бездомный сирота Кирик и батрацкий сын Янька Кобяков. Оба они крепко стоят на земле, умеют ценить свободу, завоеванную в суровой борьбе с врагами жизни. Немало волнующих страниц посвящено дружбе лучших русских людей и алтайцев в общей борьбе против насилия и зла. Динамичный сюжет, живые образы, свежий язык — все это делает повесть заметным явлением нашей юношеской литературы.
  Повесть «Асыл» (1955) своей романтической устремленностью близка к «Карабарчику». События в ней изображенные, развертываются накануне Октября и в первые годы Советской власти в Тургайской степи. Участниками революционной борьбы за новую жизнь становятся юная казашка Асыл и русский мальчик Дима. Их связывает не только детская и юношеская дружба, перешедшая позднее в сильное и большое чувство, но также идейное родство, единство взглядов на жизнь. К этой группе произведений примыкает и приключенческая повесть «Степные орлята» (1964) – о юных представителях казахского народа Мурзабае и Нуримане, ставших верными помощниками красных партизан.
  Жизнь и быт Зауралья, его природа и люди встают со страниц рассказов, представленных в сборниках «Флаг над рощей» (1954) и «Повести и рассказы». (1958). Их объединяет мысль о вдохновенной силе творческого труда, украшающего жизнь, дающего людям радость. Перед читателем проходят  эпизоды из жизни детей и взрослых, в которых проступают чистота помыслов и величие дел советского человека.
  Несколько особняком стоит в творчестве Н.А. Глебова роман «Даниил Кайгородов» (1961). Это книга о далеком прошлом Урала, о первых рудознатцах. Она уводит читателя в XVIII век, знакомит с жизнью приписанного к заводам крепостного населения. Из народной массы выходят талантливые люди, умельцы, крепостные интеллигенты. К ним относится Даниил Кайгородов, связавший свою жизнь с обездоленным людом, восставшим против неправды.
  Около пятнадцати лет своей жизни отдал писатель работе над романом-трилогией «В степях Зауралья» (1963). Описанные в нем события начинаются перед русско-японской войной и доходят до 1930 года. В сферу этих событий вовлечены разные люди. Их взгляды и характеры раскрываются через отношение к важнейшим явлениям эпохи: революция 1905 года, свержение самодержавия, Великий Октябрь, гражданская война, НЭП, ленинский план индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства.
  Действие   романа   происходит в   Зауралье, на равнинных просторах, в селах и городах этого края. Столкновение двух сил — антинародной и подлинно человеческой, во главе которой стоят большевики, — составляет основной конфликт романа.
  Следуя горьковской традиции, Н.А. Глебов показывает, как в ходе борьбы все свежее и передовое тянется к революционному народу, соединяя с ним свою судьбу. Таков Андрей Фирсов, порвавший с миром торгашества и нашедший себя в стане борцов за народное счастье.
  Со страниц книги встает мир большой человеческой правды, который возглавляют большевики. Среди них – люди, умудренные опытом революционной борьбы, и молодежь, только вступающая в активную жизнь. Их объединяет вера в неизбежную победу народного дела, горячее желание служить людям, чистота помыслов, самоотверженное мужество. И ещё — товарищеская спайка, готовность разделить с близкими по убеждениям человеком его судьбу, всегда прийти па помощь другу-соратнику.
  Через все произведение проходит образ коммуниста Григория Русакова. Зрелость мысли и принципиальность позиции определяют его поведение в самых различных жизненных обстоятельствах. Он отзывчив и глубоко человечен, умеет безошибочно разбираться в людях, просто и доступно рассказывать о сложных явлениях действительности. Не случайно к нему жадно тянется молодежь, ловя каждое слово, учась у него жизни. А жить для Русакова – значит служить людям, помогать их самоутверждению. С этой целью он ведет беседы с молодыми парнями из Марамыша, возглавляет партизанский отряд против колчаковцев, борется с бандами, работает секретарем укома (уездного комитета – сост.) партии.
  Русаков тесно связан с людьми. У него много единомышленников и друзей, соратников в борьбе за переустройство жизни. Это Виктор Словцов и Нина Дробышева, отдавшие свои жизни за народное дело. Полон обаяния и внутренней чистоты образ учительницы Христины, связавшей свою судьбу с революционным народом. Людям святого разума и душевной красоты противопоставлены враги жизни, стяжатели и накопители во главе с Никитой Фирсовым. Отсутствие духовных запросов заменяется у них безмерной страстью к наживе, вытеснившей все остальное. К людям они относятся недоверчиво, предполагая в них самое худшее, теплота человеческих чувств им недоступна. Таковы богатый заимщик Дорофей Толстопятов», бай Бекмурза, концессионер Тегерсон. Особенно колоритен образ дьякона-расстриги Никодима, ставшего ближайшим помощником Никиты Фирсова. Выписанный в деталях портрет Никодима, его поведение и речь полностью соответствуют характеру проходимца, помогая читателю представить выразительный тип человека прошлого.
  Н.А. Глебов хорошо знает описываемую жизнь, т. к. являлся непосредственным участником или свидетелем событий, получивших художественное отражение на страницах книги. Вот почему глубокая правда в изображении жизненных явлений сочетается в книге с точным воспроизведением зауральского быта и живыми картинами родной природы.
  Произведения Н.А. Глебова проникнуты чувством любви к родной земле, окрыленной ленинской правдой. В них  встает большой  и сложный человеческий мир, открытый писателем.
  Ежедневный активный труд — жизненная потребность писателя-земляка. На его рабочем столе лежит рукопись нового романа, посвященного нашей современности. «Несмотря на преклонный возраст, — говорит Н. А. Глебов, — я полон творческих замыслов и желания быть полезным нашей социалистической Родине. Коммунистическая партия наметила пути нашей страны к коммунизму, ради которого я буду трудиться, не покладая рук, пока бьется в моей груди сердце».

Колокольчик в тайге.
Челябинск, 1949, 1973



  Карабарчик.
  Челябинск, 1950, 1953,
  1960, 1966, 1972, 1982









  В предгорьях Урала.
  Челябинск, 1951










  Флаг над рощей.
  Курган, издательство
  «Красный Курган», 1954





Асыл.
Челябинск,
Южно-Уральское
книжное издательство,
1955



  Повести и рассказы. 
  Челябинск,
  Южно-Уральское
  книжное издательство,
  1958





Детство Викеши.
Курган, издательство
«Советское Зауралье»,
1960

Даниил Кайгародов.
Челябинск,
Южно-Уральское
книжное издательство,
1961



  В степях Зауралья.
  Челябинск,
  Южно-Уральское
  книжное издательство,
  1963, 1969







  Степные орлята.
  Челябинск,
  Южно-Уральское
  книжное издательство,
  1964






  Бурелом.
  Челябинск,
  Южно-Уральское
  книжное издательство,
  1974, 1979





Иван Яган, ответственный секретарь
Курганской писательской организации
 газета «Советское Зауралье» от 14 февраля 1979 года

СКВОЗЬ  ГОДЫ  МЧАСЬ…

( к 80-летию Н.А.Глебова)
      
  В конце прошлого года в Москве я встретился  с известным алтайским поэтом Борисом Укачиным. После обычных приветствий он сразу же задал вопрос:
  -  Как поживает Николай Александрович Глебов?
  -  Ты с ним знаком? – спросил я.
  -  Нет, лично не знаком, но хорошо знаком с его «Карабарчиком». Сам в детстве им зачитывался, потом мои дети полюбили «Карабарчика». У нас на Алтае эта повесть очень популярна…
  Признаться, услышать такое было очень приятно. Не многим произведениям выпадает столь счастливая судьба, столь долгая жизнь. Ведь впервые повесть Николая Глебова «Карабарчик» была издана на Алтае в 1948 году на русском и алтайском языках. Это было первое крупное произведение писателя. Впоследствии повесть неоднократно переиздавалась в Москве, Челябинске, Свердловске, переведена на несколько иностранных  языков. В чем же секрет ее такой долголетней популярности?
  В первую очередь в том, что материалом для повести послужили конкретные жизненные события. В сюжетную основу произведения легла судьба алтайского мальчишки, ставшего потом крупным партийным работником. Во-вторых, в том, что события, описываемые в повести, происходят на фоне острой классовой борьбы, когда с помощью русского народа алтайцы сбросили оковы рабства и вышли на солнечный путь социалистического гуманизма, всепобеждающей человеческой доброты и интернационализма…
  В Краткой литературной энциклопедии сказано: «Николай Александрович Глебов… Начал печататься в 1924 году…» Сам Николай Александрович началом своей литературной работы считает 1925 год, когда в газете «Красный Курган» был опубликован его первый рассказ. Но ведь до этого, будучи избачом в селе Глядянском, он при свете коптилки писал селькоровские заметки. В них он стремился размышлять о жизни; в тех заметках и зарисовках будущий писатель учился воссоздавать образы современников. Тогда именно зажегся в нём священный огонь творчества, который не угасает и поныне. Тогда был замечен талант Глебова-литератора. Замечен и поддержан:  в 1924 году Николай Глебов – делегат окружного, а в 1925 году – Всесоюзного съездов рабселькоров. Там он услышал выступление Крупской, а в перерыве даже довелось беседовать с Надеждой Константиновной. Тогда же с группой молодых крестьянских писателей был на приёме у всесоюзного старосты – Михаила Ивановича Калинина. Эти встречи сделали крутой поворот в жизни Николая Глебова, укрепили в нём сознание нужности писательской работы в деле строительства социализма. Не случайно впоследствии он оказывается в самых горячих точках -  на строительстве Челябинского тракторного завода, железных дорог в Сибири, на Алтае.
  Николаю Александровичу Глебову – 80 лет. Свидетель и очевидец отрезка времени от первой русской революции до космической эры. Но достоинство человека определяется не только количеством прожитых лет. Главное – как они прожиты, эти восемь десятилетий, что человек сделал для людей, для земли, взрастившей его. Н.Глебов был не просто  созерцающим очевидцем, а непосредственным участником многих событий . Он знает , как болят мозоли у пахаря, знает вкус горько-солёного трудового пота. Ведь он сам девятилетним мальчишкой боронил и пахал дедовское поле, сеял и убирал хлеб. Не удалось ему получить надлежащего образования, но писателем его сделали нелегкие «университеты» жизни. Крестьянское трудолюбие и упорство как доброе наследство перешло к Глебову-писателю.
  Когда же всё-таки в нём заговорил писатель? Николай Александрович сам признается в этом. Когда отец из Косулино перебрался с семьей в Куртамыш и обзавелся постоялым двором, для мальчика Коли не было дороже тех минут, когда зимними вечерами приходилось слышать удивительные беседы постояльцев. А они приезжали из далекого Тургая, из Челябы, Звериноголовского и Шадринска. Слышал были и небылицы, запоминал лица и характеры рассказчиков, рисовал в воображении образы героев рассказов. Уже тогда мир стал представляться мальчику как средоточие добра и зла, правды и кривды. А когда начали возвращаться с кровавой бойни раненные солдаты, стал встречаться с политическими ссыльными, и его идейные убеждения определились с отчетливой ясностью: со злом надо бороться, силы для борьбы где-то зреют…
  Творчество неотделимо от личной судьбы писателя. И теперь, перечитывая романы, повести и рассказы Николая Глебова, зная его жизнь, видишь, как много в них личного, увиденного и пережитого самим писателем.
  Крупное, многоплановое произведение – роман-трилогию «В степях Зауралья» - он писал будучи умудренным жизненным и литературным опытом. В романе ярко изображены картины жизни предреволюционного Зауралья, гражданская война  и восстановление разрушенного хозяйства, запечатлены картины острой классовой борьбы, колоритно выписан своеобразный уклад жизни зауральцев тех уже далёких лет.
  Глубокое знание жизни народа, его истории и истории родного края позволило писателю обратиться к событиям, далеко отстоящим от наших дней, - к событиям из эпохи крестьянского движения под руководством Емельяна Пугачёва. Был написан роман «Даниил Кайгородов». Затем снова писатель возвращается к временам Октябрьской революции и гражданской войны и создает роман «Бурелом». Для  всех, кто хочет знать историю нашего края, эти произведения представляют большую познавательную ценность.
  Повести «Асыл», «Детство Викеши» и «Степная быль», сборники рассказов «Флаг над рощей», «Колокольчик в тайге», «Степные орлята» - вот далеко не полный перечень того, что создано писателем за полвека работы в литературе и журналистике. Всегда он помнил ободряющий завет великого Гоголя: «У писателя только и есть один учитель – сами читатели». Но нельзя эти слова понимать только в буквальном смысле. Ведь самый требовательный учитель и читатель – все-таки старший товарищ по перу, знаток и мастер литературного дела. В числе таких читателей и советчиков были писатели Вячеслав Иванов и основоположник алтайской литературы Павел Кучияк. В тесной дружбе был Николай Александрович с В.Бирюковым, А.Коптеловым  и Конд. Урмановым. В его книжном шкафу как дорогие реликвии хранятся книги с автографами этих писателей.
  Спрашиваю у Николая Александровича:
  - Образы каких современников наиболее дороги вам, больше всего запомнились?
  - Крупской и Калинина, - ответил он. Михаил Иванович Калинин поразил меня своей огромной эрудицией. В нем с удивительной силой сочеталось знание народной жизни со знанием истории искусства, со знанием не только русской, но и зарубежной литературы. В беседе со мной он задавал вопросы о состоянии литературы в Зауралье. И оказалось, что он знал о нашем крае не меньше, а больше, чем я.
  А Надежда Константиновна Крупская приняла личное участие в судьбе Николая Александровича.
  - Ну, а самые горькие дни и минуты вашей жизни помните, Николай Александрович?
  - Конечно, помню. Всего один день.
  - Не секрет?
Николай Александрович, чуть улыбаясь, глянул на жену Александру Васильевну.
  - Было. Однажды вот эта барышня пообещала испечь пирог с клюквой. Прихожу с работы, а пирога нет…
  Только щедрый и талантливый человек способен к такой самоиронии, на какую способен Н.А.Глебов. Тонкое понимание юмора, умение его передавать и воспринимать я заметил в нём с первых дней нашего знакомства.
  У нас в писательской организации есть небольшой стенд с портретами членов Союза писателей. Однажды вижу: Николай Александрович стоит у стенда и этак с хитрецой приговаривает: «Красавец! Ну, красавец писанный!» Я спросил его, кем это он так восторгается. И он показал на свой портрет…
  Оптимизму и жизнелюбию этого человека могут позавидовать многие молодые. Кстати, примером может стать и супружеская жизнь Глебовых. В январе исполнилось 56 лет совместной жизни Николая Александровича и Александры Васильевны. Интуиция и известные факты позволяют мне утверждать, что они всегда были и остаются самой верной и надежной друг для друга опорой, живут одними заботами, одними радостями и печалями.

     Список книги

Президент РФ
Министерство культуры РФ
Правительство Курганской области
Портал «Культура. Гранты России»-общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства
Официальный аккаунт Управления культуры Курганской области в Одноклассниках
Единый портал популяризации культурного наследия «Культура.РФ»
Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов
Обелиски нашей памяти
Зауралье-ONLINE
Лица Зауралья
Народы Зауралья
Книга Памяти Зауралья
Русская мечта (Курганская область зовет!)
Город среда
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

В начало страницы      
Главная | Контакты | Об Управлении | Добровольчество | Отрасль | Документы | Интернет приемная | Кадровая политика | НОК | Открытые данные | Писатели Зауралья | Национальные проекты | Охрана труда | Профилактика безнадзорности | Модельные проекты | Туризм | Поиск
Главный редактор Речкалова Н.В., техническая поддержка: Департамент информационных технологий и цифрового развития Курганской области
©2024 www.kultura.kurganobl.ru, обновлено 27.04.2024 15:29