Агеев Николай
Сложный вопрос: а каких же, собственно, писателей Зауралья разместить на страничке писательской организации? Живущих? Ушедших из жизни? Уроженцев нашего края, уехавших в другие регионы? Соприкоснувшихся с ним?
Решено следующее: ВСЕХ, кто в той или иной мере имеет отношение к зауральской земле, к зарождению, развитию и совершенствованию жизнедеятельности Курганской областной писательской организации в разные годы еще до ее создания и дней нынешних. Чтобы не выделять одних и не выдвигать вперед других, пусть все писатели Зауралья разместятся в алфавитном порядке.
Решено следующее: ВСЕХ, кто в той или иной мере имеет отношение к зауральской земле, к зарождению, развитию и совершенствованию жизнедеятельности Курганской областной писательской организации в разные годы еще до ее создания и дней нынешних. Чтобы не выделять одних и не выдвигать вперед других, пусть все писатели Зауралья разместятся в алфавитном порядке.
Небольшое отступление от темы:
Родные зауральских писателей! В Курганской областной писательской организации создается книга под рабочим названием «АНТОЛОГИЯ ЗАУРАЛЬСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ». Ничего подобного и обобщающего в литературе края не появлялось с 1968 года, когда была выпущена книга профессора Курганского педагогического института Михаила Даниловича Янко «Советские писатели Зауралья».
Когда вышеуказанный том увидит свет (хотелось бы на это надеяться), все вы, потомки замечательных людей, будете приглашены на ее презентацию.
Вы сами можете поучаствовать в создании «Антологии», вёрстка которой еще только идет, прислав на электронный адрес Управления культуры Курганской области www.kultura.kurganobl.ru ваши воспоминания, уточняющие сведения, свои домашние адреса, фотографии писателей с другими представителями советской, российской литературы, с родными и близкими.
А теперь рассказ о человеке, имя которого почти забыто в литературной истории Зауралья:Когда вышеуказанный том увидит свет (хотелось бы на это надеяться), все вы, потомки замечательных людей, будете приглашены на ее презентацию.
Вы сами можете поучаствовать в создании «Антологии», вёрстка которой еще только идет, прислав на электронный адрес Управления культуры Курганской области www.kultura.kurganobl.ru ваши воспоминания, уточняющие сведения, свои домашние адреса, фотографии писателей с другими представителями советской, российской литературы, с родными и близкими.

Из «Литературной газеты» от 25 марта 1970 года:
Зауралье мое степное!
В гулком мареве тонут хлеба...
Здесь два раза в - году над тобою
Журавлиная стонет труба.
Здесь и травы не травы, а роздымь
На зеленые встала дыбы.
Родниковые, росные звезды
Обжигают покосам чубы…
Эти слова о родных местах принадлежат поэту Николаю Агееву. В них проступает восхищенная гордость россиянина землей отцов и людьми, которых «вовек не согнуть, не сломать». Это стихи о живой связи поэта с пашенным Зауральем, его природой, тружениками села.
Связь эта давняя и прочная. Николай Егорович Агеев родился в 1926 году в деревне Старо-Панькино Щучанского района Курганской области в крестьянской семье. С детских лет он трудился в сельском хозяйстве. Перед войной 15 лет крестьянский паренек ушел из родной деревни учиться...
Ученье в ремесленном училище, затем работа слесарем на военном заводе. Это были годы быстрого возмужания и становления характера юноши. Рабочий коллектив стал не только его первым учителем. Он помог утвердиться в жизни, дал начальные уроки нравственности, ввел в славную семью рабочего класса России.
Увлечение поэзией привело Н. Агеева в литературный институт им. А. М. Горького, который он окончил в 1957 году. Его стихи, посвященные заводскому труду и рабочим людям, стали появляться на страницах центральных газет и журналов («Работница», «Октябрь»), а в 1959 году вышел первый сборник «Горное плечо», ставший творческой заявкой поэта-коммуниста на рабочую тему. С тех пор жизнь и труд заводских рабочих становятся главным предметом его поэтического исследования.
Уже в ранней поэме «Огни над Чусовой», посвященной рождению одного из первенцев советской индустрии на Урале, Н. Агеев раскрывает источник нравственной победы нового над вековой собственностью, страстью к своему добру. На строительстве Трубстроя судьба сводит бывшего лихого знаменосца красного эскадрона Трофима Тройнина, замкнувшегося в узком, хозяйском мирке, и комиссара Лихачева, сумевшего в сложных условиях большой стройки найти путь к сердцу Трофима, помочь ему увидеть и понять смысл великих преобразований, происходящих в стране.
Рабочая тема получила дальнейшее развитие в сборнике «Родниковые звезды», «Голубая стремнина», «Солнечное сердце», «Новое свидание», «Остаюсь влюбленным». В них идет большой разговор о верности труду, о воплощении рабочих традиций в делах строителей нового мира.
Стихи Н. Агеева наполнены стремительной жизнью пяти¬леток, в них слышен ритм нашего времени, звучит музыка народного труда.
Идут сегодня утром смены
Варить немеркнущий металл,
И с пьедестала смотрит Ленин
На сыновей твоих, Урал!
Заводские мотивы в стихах Н. Агеева неразрывно связаны с поэзией крестьянского труда. В единстве целей, стремлений и судеб видит поэт основы братских связей тружеников цехов и полей.
Земледельческий труд, обновляющий землю и утверждающий на ней красоту, входит органически в стихи поэта, становится выразителем его эстетических чувств.
Я хлеб люблю,
Когда он на корню
Звенит колосьями янтарно.
Я перед ним колени преклоню,
Как землепашец, благодарно...
Живя в Москве, Н. Агеев часто навещает родные места, посвящая стихи прошлому Зауралья и людям сегодняшнего дня, показывая сложность борьбы за новую жизнь и утверждение справедливости на земле отцов. Он пишет о том, как в зауральскую деревню шла власть Советов, черпая силы в народе.
Шла она с Декретом по земле,
То в шинель солдатскую одета,
То в кожанку пепельного цвета,
То пешком, то конником в седле.
Шла она, деревни поднимая,
Как пласты на черствой целине.
Самая народная, земная,
Шла она с винтовкой на ремне...
В яростных схватках с врагом, оставляя на земле следы горячей крови, нередко погибая, бились лучшие сыны России. Они несли в своем сердце неизбывную любовь к Отчизне, обновленную ленинской правдой.
В поэме «Стремнина» рассказывается о комиссаре из зауральского села Егоре, участнике жарких боев за власть Советов. Сдержанно и скупо, отдельными штрихами раскрывается эпическая панорама гражданской войны, на фоне которой проступает чувство большой человеческой любви и верности. Скорбным аккордом звучат заключительные строки о встрече матери Егора с погибшим сыном, передающие народную боль и безмерную горечь утраты.
- В знакомых с детства местах, в шорохе трав и разливах рек, в шири степных дорог и в «медовой тишине старопанькинского лета» поэт видит приметы России, родной земли. Символом большой Родины встает в его стихах березонька, образ которой несли в своем сердце советские воины. «Она нас взглядом обнимала и называла нас — сыны», - вдохновляла на подвиги, учила жить.
«Тоска по земле», уходящая к истокам бытия, переходит в большое чувство любви и привязанности, крепнущее с каждым годом. Встречи с земляками-хлеборобами с новой силой обнажают и заостряют это чувство близости к земле отцов.
...И все ж тоски от них не скрою,
Пусть видят, как она сильна,
Как связан я с родной землею, -
Она в наследство мне дана
Отцом - Агеевым Егором,
Что шел за плугом до войны
По густотравным косогорам
Моей былинной стороны.
Живая связь поколений раскрывается в стихах Н. Агеева, посвященных юности Страны Советов. Достойной сменой отцов выступают те, кто по комсомольской путевке встал к заводскому станку, чьи крепкие руки держат штурвал комбайна, кто управляет умной громадой космического корабля.
С чувством гордости говорит поэт о верности юных идеалам отцов, рядом с которыми были сыновья и «на волжских кручах, тонущих в огне», и на стройке Братской ГЭС, и среди прокладывавших космические маршруты. От имени старшего поколения говорит поэт:
В гулком мареве тонут хлеба...
Здесь два раза в - году над тобою
Журавлиная стонет труба.
Здесь и травы не травы, а роздымь
На зеленые встала дыбы.
Родниковые, росные звезды
Обжигают покосам чубы…
Эти слова о родных местах принадлежат поэту Николаю Агееву. В них проступает восхищенная гордость россиянина землей отцов и людьми, которых «вовек не согнуть, не сломать». Это стихи о живой связи поэта с пашенным Зауральем, его природой, тружениками села.
Связь эта давняя и прочная. Николай Егорович Агеев родился в 1926 году в деревне Старо-Панькино Щучанского района Курганской области в крестьянской семье. С детских лет он трудился в сельском хозяйстве. Перед войной 15 лет крестьянский паренек ушел из родной деревни учиться...
Ученье в ремесленном училище, затем работа слесарем на военном заводе. Это были годы быстрого возмужания и становления характера юноши. Рабочий коллектив стал не только его первым учителем. Он помог утвердиться в жизни, дал начальные уроки нравственности, ввел в славную семью рабочего класса России.
Увлечение поэзией привело Н. Агеева в литературный институт им. А. М. Горького, который он окончил в 1957 году. Его стихи, посвященные заводскому труду и рабочим людям, стали появляться на страницах центральных газет и журналов («Работница», «Октябрь»), а в 1959 году вышел первый сборник «Горное плечо», ставший творческой заявкой поэта-коммуниста на рабочую тему. С тех пор жизнь и труд заводских рабочих становятся главным предметом его поэтического исследования.
Уже в ранней поэме «Огни над Чусовой», посвященной рождению одного из первенцев советской индустрии на Урале, Н. Агеев раскрывает источник нравственной победы нового над вековой собственностью, страстью к своему добру. На строительстве Трубстроя судьба сводит бывшего лихого знаменосца красного эскадрона Трофима Тройнина, замкнувшегося в узком, хозяйском мирке, и комиссара Лихачева, сумевшего в сложных условиях большой стройки найти путь к сердцу Трофима, помочь ему увидеть и понять смысл великих преобразований, происходящих в стране.
Рабочая тема получила дальнейшее развитие в сборнике «Родниковые звезды», «Голубая стремнина», «Солнечное сердце», «Новое свидание», «Остаюсь влюбленным». В них идет большой разговор о верности труду, о воплощении рабочих традиций в делах строителей нового мира.
Стихи Н. Агеева наполнены стремительной жизнью пяти¬леток, в них слышен ритм нашего времени, звучит музыка народного труда.
Идут сегодня утром смены
Варить немеркнущий металл,
И с пьедестала смотрит Ленин
На сыновей твоих, Урал!
Заводские мотивы в стихах Н. Агеева неразрывно связаны с поэзией крестьянского труда. В единстве целей, стремлений и судеб видит поэт основы братских связей тружеников цехов и полей.
Земледельческий труд, обновляющий землю и утверждающий на ней красоту, входит органически в стихи поэта, становится выразителем его эстетических чувств.
Я хлеб люблю,
Когда он на корню
Звенит колосьями янтарно.
Я перед ним колени преклоню,
Как землепашец, благодарно...
Живя в Москве, Н. Агеев часто навещает родные места, посвящая стихи прошлому Зауралья и людям сегодняшнего дня, показывая сложность борьбы за новую жизнь и утверждение справедливости на земле отцов. Он пишет о том, как в зауральскую деревню шла власть Советов, черпая силы в народе.
Шла она с Декретом по земле,
То в шинель солдатскую одета,
То в кожанку пепельного цвета,
То пешком, то конником в седле.
Шла она, деревни поднимая,
Как пласты на черствой целине.
Самая народная, земная,
Шла она с винтовкой на ремне...
В яростных схватках с врагом, оставляя на земле следы горячей крови, нередко погибая, бились лучшие сыны России. Они несли в своем сердце неизбывную любовь к Отчизне, обновленную ленинской правдой.
В поэме «Стремнина» рассказывается о комиссаре из зауральского села Егоре, участнике жарких боев за власть Советов. Сдержанно и скупо, отдельными штрихами раскрывается эпическая панорама гражданской войны, на фоне которой проступает чувство большой человеческой любви и верности. Скорбным аккордом звучат заключительные строки о встрече матери Егора с погибшим сыном, передающие народную боль и безмерную горечь утраты.
- В знакомых с детства местах, в шорохе трав и разливах рек, в шири степных дорог и в «медовой тишине старопанькинского лета» поэт видит приметы России, родной земли. Символом большой Родины встает в его стихах березонька, образ которой несли в своем сердце советские воины. «Она нас взглядом обнимала и называла нас — сыны», - вдохновляла на подвиги, учила жить.
«Тоска по земле», уходящая к истокам бытия, переходит в большое чувство любви и привязанности, крепнущее с каждым годом. Встречи с земляками-хлеборобами с новой силой обнажают и заостряют это чувство близости к земле отцов.
...И все ж тоски от них не скрою,
Пусть видят, как она сильна,
Как связан я с родной землею, -
Она в наследство мне дана
Отцом - Агеевым Егором,
Что шел за плугом до войны
По густотравным косогорам
Моей былинной стороны.
Живая связь поколений раскрывается в стихах Н. Агеева, посвященных юности Страны Советов. Достойной сменой отцов выступают те, кто по комсомольской путевке встал к заводскому станку, чьи крепкие руки держат штурвал комбайна, кто управляет умной громадой космического корабля.
С чувством гордости говорит поэт о верности юных идеалам отцов, рядом с которыми были сыновья и «на волжских кручах, тонущих в огне», и на стройке Братской ГЭС, и среди прокладывавших космические маршруты. От имени старшего поколения говорит поэт: